X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Окно в город

Я думаю, что даже некоторые студенты, изучавшие философию в вузах, уверены, что философы живут в Москве и пишут учебники. На местном же уровне это слово воспринимается, как правило, в одном значении -преподаватель философии.

Между тем главное для любого философа — не преподавание. А что? Что является предметом деятельности этих странных специалистов? Они мыслят. И мысли чаще всего остаются достоянием узкого круга коллег и, в лучшем случае, студентов.

Вот и в небольшой аннотации к пятому выпуску сборника «Теория и экология разума», выпущенного издательством «СофтДизайн» по заказу Союза научных и инженерных организаций Тюменской области, написано: «будет интересен ученым и студентам».

Читая материалы сборника, я понимала — не ученого и не студента представляли своим читателем авторы. Вернее, не только их. Всех, кого не испугают общенаучные термины. Впрочем, половина авторов постарались обойтись без них. И это еще раз подтверждает догадку -писали не для избранных.

Предисловием к сборнику можно считать статью Ростислава Петропавловского «К оптимизации разума и его использования».

Проблему, о которой пишет, автор — он, кстати, москвич, в сборнике, кроме тюменцев, участвовали философы многих других городов — обозначил так: «Мы уже наработали, накопили и имеем, за одним существенным исключением, вполне достаточно всего необходимого для устроения благополучной жизни всех людей на всех континентах Земли. Достаточно именно всего: материально-технических возможностей, знаний, опыта и прочего, — но при дефиците (что и есть исключение) оптимально-разумных решений и действий, на основе которых благополучие всех людей Земли только и достижимо».

Статья Федора Селиванова «О культуре мышления» относится как раз к тем, которые любой неподготовленный читатель может читать без словаря. Автор исследует ситуации, когда в результате нарушения правил рассуждения принимаются неверные решения.

Составитель сборника Юрий Ларин в собственной статье отмечает, что одних только определений того, что такое культура, насчитывается более полутора тысяч. Для культурологии это, безусловно, проблема — «какая наука, претендующая на выявление законов изучаемого предмета, возможна при такой неопределенности, расплывчатости своего исходного понятия?». Пути решения этой проблемы и пытается найти Юрий Ларин.

Самый популярный философский вопрос — о смысле жизни. Супруги Рыбаковы (они из Пскова) затрагивают чего в своей статье «Элементы христианского мировидения».

Наиболее увлекательным мне показалось небольшое исследование москвича Шаповалова «Инженеры как источник становления нового среднего класса в России». О том, как взлетал и падал престиж этой профессии при царе и советской власти, о сегодняшнем положении и перспективах тех, кто выбрал эту профессию.

Самый молодой автор сборника — Светлана Лалоянц. Eе материал называется «О путях исследования музыкального образа». Кроме уже названных, в сборнике такие широко известные в студенческих и научных кругах имена, как Людмила Захарова (ее тема — собственность в системе культуры); Константин Рожко (он пишет об отношении разума и хаоса), Михаил Ганопольский («Рациональная организация»), Станислав Суровягин («О познании сердцем в учении И. Ильина»).

Говорят, ученые живут в башне из слоновой кости. Имеется в виду их несуетность. Но возникает еще одно значение — простому смертному в ту башню не попасть. Не знаю, из чего построена башня, отделяющая народ от философов, но сами философы стараются рубить в ней окна. Каждый волен заглянуть в такое окно. Хотя бы из любопытства.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта