X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Введение от мэра

Сегодня на общегородской конференции Степан Киричук докладывает об итогах социально-экономического развития Тюмени в 1996 году и о перспективах развития в 1997 году. Мы встретились вчера, и я спросил: что мэр хотел бы сказать в качестве вступления к докладу?

— Ничего, — ответил мэр.

— Почему?

— Потому что результаты работы двух месяцев 1997 года не дают основания для оптимизма, серьезных надежд на изменение обстановки. Я вспоминаю, с каким энтузиазмом мы начинали этот год. Рост промышленного производства в городе — 103,1 процента. Самые низкие в России темпы роста безработицы, интересные инвестиционные проекты… А что в результате? Восьмипроцентное падение производства. Хотя зарплату бюджетникам выплачиваем, рассчитываемся за тепло, пенсии приносим дедушкам и бабушкам, купили полтора десятка новых автобусов, построили школу № 70, реконструировали улицу Ленина, прокладывали инженерные сети… А я неудовлетворен.

— Проедаем все, что зарабатываем?

— Процентов 70 проедаем. Я вижу, вы уже готовы назвать наш бюджет «самоедским». Нет, сама система подвигает нас к тому, что мы не можем принять другой бюджет. Не с кого собирать налоги. Кто хочет платить, тот — не может, например, машиностроение. Ате, кто может и должны, — они не платят. Налоговая инспекция и налоговая полиция — не умеют взять. Много шума, а толку мало. Почти половина налогоплательщиков — не платит.

— Но есть сфера, в которой оборот финансов не прекращается. Это торговля. Рынки. Пройдите по рынкам в выходной — шелест стоит от купюр. Сколько они должны платить?

— Никто не знает. Сколько-то платят, а сколько должны — никому неведомо. Я думаю, что у людей должно быть развито чувство ответственности. Надо приучать население к законопослушанию. Я знаю отдельные структуры, которые создали целые юридические группы, они ищут лазейки, как не выполнять закон.

— Но налоговое бремя не очень вдохновляет.

— Я вижу два решения: снизить налоговое бремя и повысить ответственность за нарушение законодательства. А то в ходе выборов некоторые бравировали тем, что налогов не платят.

— Но может быть, итоги 1996 года огорчительны потому, что у всех столько сил ушло на выборы?

— Пять избирательных кампаний в течение 12 месяцев — тоже свидетельство плохого состояния экономики. Ведь всякий раз мы говорили о выборах как о последнем, решающем, бое. Политики втягивают в решение своих судеб миллионы людей. А для этих людей, если по-нормальному, выборы не должны ничего существенного решать. Люди не должны стоять перед выборами как перед жизнью или смертью. Выборы ‘не должны решать так много, как они для нас решают. Людей волнуют совсем иные проблемы. Например, отвод земельных участков. Много возмущения процедурой согласования отводов — надо собрать до двух десятков подписей. Каких только гадостей не слышат те, кто подписывает эти бумаги. Недоверие к чиновникам нарастает.

— Вы считаете, что есть иной путь, что чиновник «может быть любимым»?

— Надо быть более открытым. Вся власть должна быть открытой.

— Странно. На мой взгляд, чиновничество убеждено — его сила в закрытости. В секретности. В таинственности решений.

— Это так. А чиновник должен быть воспитан по-другому. Сейчас для него посетитель — обуза. Решение нередко невозможно. Вопрос часто неразрешим. Не время, а коктейль из противоречащих друг другу законов.

— Ваше вступление грустно…

— Но я не хотел бы, чтобы от этого кто-то запаниковал. Да, 1996-й нельзя назвать годом движения вперед. Но это был год сохранения. Мы старались сберечь то, что имели, и не растерять базу. Мы заложили несколько крупных объектов, заложили основы новых отношений с областным и федеральным бюджетами. Результаты получим в 1997 году. Надеюсь… В прошлом году мы завершили структурную перестройку, что тоже тормозило движение. И мне бы хотелось два-три года поработать, а не заниматься реорганизацией.

В заключение Степан Киричук стал мечтать… о том времени, когда к власти придут молодые люди, не отягощенные всем грузом прежних представлений об экономике и политике. Пора, по его мнению, отказаться от прежнего стереотипа, что руководить может только человек, начинавший «от станка, от сохи». Недавно он читал лекцию о местном самоуправлении студентам юридического факультета, и эта встреча вселила в него надежду.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта