Если заменить бы нам богему классом…
Автор данной колонки, заложив «сотенной купюрой» очередной роман «из американской жизни», задумался о жизни российской. Более частным случаем которой является жизнь тюменская. И спросил автор -себя, глядя на торчащий из книжки краешек купюры: «А почему я не могу истратить эту сумму, к примеру, на покупку акций той же Тюменской нефтяной компании?».
О судьбе этой компании, появления которой на белый свет несколько лет добивалось все руководство области, сегодня не пишет разве только неграмотный. Интерес сильно разогрет публикациями московских газет. Что само по себе интересно и загадочно. Сперва газета «Известия» устами Михаила Бергера обвинила спикера верхней палаты Федерального Собрания в потачке неким коммерческим структурам, греющим руки на самотлорской нефти. Потом Виктор Палий, нижневартовский «генерал», обозвав заметку Бергера грязной, дал понять, что сам «не возражает возглавить эту компанию, если ее переведут в Нижневартовск». И «Московский комсомолец» присоединился к дискуссии… О публикациях в тюменской прессе я просто не говорю.
Короче, подумал я, отчего бы нам с вами не купить эту компанию? Как говорят, в складчину? И тогда все проблемы, все предсказания о грядущем ее переводе в Нижневартовск, а оттуда в Москву (к примеру, по адресу: ул. 2-я Тверская-Ямская, 16) растают, как мартовский снег…
Стал проверять идею на знающих людях. Один взглянул на меня с жалостью и тихо предупредил, что всякие попытки изменить судьбу ТНК опасны для жизни. Другой грустно вздохнул: все давно решено, все пакеты акций проданы…
Н о м н е так хоте л о с ь стать держателем акций ТНК (хотя бы двух или трех), что я пошел к Геннадию Бурцеву, председателю областного комитета по управлению имуществом и заместителю губернатора, и попросил ввести в курс дела…
Оказалось, что ничего странного в моем желании нет. Более того, еще год назад такая возможность была у каждого тюменца, да мало кто захотел вкладывать деньги в компанию, даже из патриотических побуждений. Тогда еще гонялись за деньгами рядовых граждан финансовые пирамиды, обещавшие каждому «на рубль гору пятаков». И даже просто поместив свои кровные в банк, вы имели гарантированный доход.
Сегодняшняя цена нефтяных бумаг весьма доступна многим. От шестидесяти до ста тысяч рублей. Геннадий Бурцев сказал, что, по его прогнозам, стоимость нефтяных и энергетических акций будет возрастать кратно. Пример: акции «Сургутнефтегаза» за год с небольшим выросли в цене в десяток раз.
Правда, еще я узнал, что меня с моим скромным капиталом никто в расчет не берет. Это там, на проклятом Западе, норовящем высосать из трудящегося его кровную копейку или цент или сантим, за мною бы ходили бы круглые сутки брокеры, дилеры и маклеры. Наше же, «отстаивающее национальные интересы» (кавычки не мои. — р.г.) правительство ищет такого инвестора, который бы одним разом решил его сегодняшние проблемы. С другой стороны, богатенькие буратины купят топливные акции, если получат возможность сформировать так называемый «пакет влияния».
Словом, с точки зрения инвестиций в нефтяную промышленность, мы с вами, сограждане, «структуры несерьезные». По инвестиционной программе предполагается продать 40% акций и выручить от 90 до 200 миллионов долларов. (Контрольный пакет — 45% акций -продаже не подлежит).
Председатель комитета по управлению имуществом считает, что деньги у нас с вами — в рублях и валюте — есть. Но поскольку интересы правительства и крупного капитала сходятся, то, по мнению господина Бурцева, на аукционе будет распылен лишь небольшой пакет акций.
Ах, а мне-то рисовалось, что мы отдадим областному правительству свои денежки в обмен на акции, а потом и доверительное управление этими акциями, и Тюменская нефтяная компания, привязанная к нам пакетиками акций, как Гулливер лилипутскими ниточками, никогда не сможет покинуть нашу землю.
Помните, я на днях писал, что налоговый инспектор обозвал меня «средним классом»? Eсли так пойдет и дальше, средний класс обойдется и без меня, и без многих из нас.