X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Живая музыка

Задача первой оперной постановки студентами 1-3 курсов хорового дирижирования осложнялась тем, что рассчитан спектакль на самого строгого и требовательного зрителя — детей.

Удачно выбранная музыка Юлии Вейсберг (ученицы Н.А. Римского-Корсакова), ее простая мелодика, тонкое использование колористических возможностей инструментов, ясная оркестровка — буквально все отвечает особенностям детского восприятия. Каждый образ оперы очень сочно и крупно выписан посредством лейтмотивов — своеобразной характеристикой персонажей. Причем настолько яркой, что к концу оперы дети уже напевают понравившиеся мелодии при появлении любимых героев.

Начинается опера с непосредственного показа злых сил — на сцену «вылетают» гуси-лебеди в поисках маленьких, оставленных без присмотра, ребят. Зрителю сразу становятся ясны их намерения, так как в оркестре очень красочно изображается страшный полет гусей-лебедей, имитируются зловещие крики.

Появление Бабы Яги в третьем эпизоде, является, пожалуй, кульминационным моментом — происходит столкновение злых и добрых сил. Именно в этой сцене справедливый Eж (Наталья Высокова) помогает Маше вызволить братца. Не выдержав иголок победителя, «ходячая» изба и ее хозяйка начинают выплясывать «Камаринскую», которая исполняется в сопровождении различных ударных инструментов — ложек, коробочки, трещоток.

Партия Бабы Яги с ее сложным ритмическим рисунком наиболее сложная, но Инна Кузнецова успешно справилась с трудностями. Нельзя не отметить здесь работу педагога-вокалиста доцента Ирины Бибеевой. В конце концов Баба Яга сдается: «Отпусти мою ты душу, отдаю тебе Ванюшу». Схватив брата, Маша спешно убегает.

Вдогонку ей Баба Яга отправляет своих верных слуг. Но напрасно Теперь Маша не воспользуется советами коварной Совы (Светлана Полушина очень точно — и пластически, и интонационно — передала этот образ. Фоном послужили тревожное тремоло в оркестре и мрачные октавы в нижнем регистре). Девочка не откажется от помощи друзей.

Различные группировки хора изображают поочередно Печку, Речку и Яблоню. Несмотря на минимальное использование реквизита, создаются оригинальные «одушевленные» образы (художники-реквизиторы Василиса Остапенко, Яна Бекова, Ольга Нечипоренко).

Декорации и реквизит выполнены студентами: кроили, шили, собирали все сами.

Очень важно, что спектакль сопровождается не фонограммой, а «живым» мини-оркестром, намеренно расположенным перед сценой, в поле зрения ребят. Всего пять инструментов, но какое неизгладимое впечатление: некоторые из маленьких зрителей впервые слышат звучание того или иного инструмента. Активно использован тембр флейты (преподаватель Валерий Тузов), особенно в партии Маши; не менее

интересно звучание скрипки (Eкатерина Савостина) и виолончели (преподаватель Eвгения Сирина). Широко использованы возможности синтезатора (преподаватель Светлана Грауберг, аранжировка — доцент Eкатерина Чернышева, старший преподаватель Валерий Дрозд), в частности, в партии Совы, где ее характерное «Угу» в нижнем регистре интенсивно нагнетает зловещую атмосферу. Красочность музыке придает и звучание металлофона (Яна Бокова).

Инструментовка оперы осуществлена на кафедре хорового дирижирования (Валерий Тузов).

Эмоциональное воздействие сорока минут «живой» музыки и захватывающего представления настолько велико, что дети долго не хотят расставаться с образами сказки. А по окончании оперы очень живо и активно продолжают общение, делятся впечатлениями с человеком, который, собственно, и «собрал» этот спектакль. Это главный режиссер, дирижер, хормейстер, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования, заслуженный работник культуры России Валентина Петрова.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта