Пасха с точки зрения неверующего
На встрече Пасхи во Всехсвятской церкви было трое лишних — мы с фотокором и черная собака, преградившая путь Крестному ходу. Собаку прогнали (может, в образе этого черного зверя прихожане увидели дьявола?).
Впрочем, лишних было много.
В ограде стоял мужичонка, по виду бомж. Eсли и был под хмельком, то не слишком, на ногах держался крепко. Но бдительный милиционер мужичонку выдворил. Однако, когда рядом с тем же милиционером появился парень в кожане, не способный держать равновесие, страж порядка не прореагировал. Должно быть, подумал, что парень изнурен постом и оттого качается, как пламя свечи на ветру.
При входе в церковь меня прижали к списку «святых таинств», что я, человек суеверный, сочла добрым знаком. Авось, не пропаду, не задавят.
Пасхальную давку помню по 1989 году, когда вместе с комсомольскими работниками пошла ко Всенощной в Знаменский собор. Комсомольцы-то давно уже стали истинно верующими, а со мной вот не случилось. Думала, что теперь на такие мероприятия меня пасхальным куличом не заманишь. Но вот довелось ради праздничного репортажа. Хорошо бы прилепиться к знакомому… Конечно, церковь — не фойе концертного зала, где в людском потоке с удовольствием раскланиваешься то с тем, то с другим, думая: какая же она маленькая и тесная, эта Тюмень.
Только знакомые мои почему-то в этот раз хранили постные лица, подчеркнуто отстранялись. Участие проявил только Владимир Б-в, за чьей широкой спиной я нашла, наконец, защиту. Кстати, Владимир — постоянный прихожанин этой церкви.
«А постоянно ходят человек тридцать», — иронично заметил мужчина у стены. Судя по этой его ироничности, он тоже здесь был лишний.
Пожилая женщина торопилась поставить свечку до наступления полночи. Она упорно пробивалась сквозь тесные ряды, приговаривая: «Я болею, до конца не смогу достоять. Надо мне пробраться. Ой, пропустите меня». Словно покупатель, стремящийся взять товар без очереди.
Не боялись давки дети. Иные, особенно девочки, имели сосредоточенный, почти старушечий, вид; другие, особенно мальчики, глядели вокруг с нормальным детским любопытством. Один даже пошутил, когда пламя его свечки задело косу впереди стоящей девушки: «Что-то паленым запахло».
Начался Крестный ход. Люди расступились, пропуская служителей культа. Один из служителей (увы, в санах я не разбираюсь) скомандовал: «Ну, все пошли!». И все пошли.
Пока ходили, случилось неизбежное: те, кто был вне церкви, проникли внутрь и заняли место желавших продолжить службу. Кажется, это символично…
***
фото: