Честная правда Победы
OСорок два ветерана вчера явились на прием к мэру Тюмени Степану Киричуку по случаю Дня Победы. Приглашены были пятьдесят. Но -возраст, старые раны. И хоть многие еще в состоянии нести на себе металл орденов и медалей, другой металл, крупповский металл, осколки, которые старые солдаты все еще носят в себе, сокращают их строй.
Мэр говорил добрые слова. Соцзащита дарила комплекты постельного белья, что совершенно правильно — старики немало времени проводят в постелях, этим можно огорчаться, но спорить с этим бессмысленно.
И все же старики наши еще не гнутся. Они говорили спокойно и достойно. О себе — «вы — светлая память войны, вы — честная правда Победы». О времени — «мы надеемся на лучшее, на наших руководителей, на власть, на нашу демократию…».
Имена многих из них еще вчера были у всех на слуху. Сидел у окна Николай Иванович Григорьев. Герой войны. А еще — укротитель многих и многих нефтяных и газовых фонтанов, герой многих документальных фильмов и телепередач. Нынешние читатели уже, вероятно, не помнят тех кадров, как Николай Григорьев, прикрываемый водяной завесой, шел прямо к раскаленному устью горящей скважины и устанавливая там превентер. Однажды, выйдя из огня, он коснулся руки, и кожа снялась, как перчатка… Огненный Григорьев…
А неподалеку от него сидел бывший директор шестнадцатой школы Василий Леонтьевич Шайманов. Один из моих друзей, имевший счастье учиться у Шайманова, позднее с восторгом и удивлением рассказывал о педагогической мудрости Василия Шайманова, каждый день, как Григорьев к открытому фонтану, приходившего в школу — к остроязыким, безжалостным, дерзким. И учил их доброте, и о том, что это уроки, они догадывались гораздо позднее…
Эти удивительные старики. Граждане двадцатого века. Вобравшие в себя все, чем этот век испытывал их.
А когда скрипичный ансамбль музыкальной школы № 2 исполнял Шуберта и Свиридова, они слушали тихо-тихо. И так же тихо, хотя и с некоторым трудом, встали, чтобы минутой молчания почтить память своих товарищей, которых у них отняли сначала четыре года войны, а потом 52 года мира.
***
фото: «Стихи от Первого Украинского фронта»;Поет скрипка