X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Такая культурная жизнь

Какие литературные ветры дуют в сторону знамени Победы

Знакомый преподаватель литературы в школе в преддверии праздника 9 Мая попросил рассказать, что нового на военную тему появилось в нашей текущей изящной словесности. Всю эту неделю в школах проходили встречи с ветеранами, конкурсы песен огненных лет, свои вечера провели (и неплохо!) наши детские библиотеки. Выпускали и специальные классные стенгазеты. Вот для одной из них, дабы не пользоваться устаревшими книгами и журналами, и попросили меня «осветить» новинки.

Эх, малость переоценил я свои возможности, опрометчиво дав согласие. Eще бы! Все помнят, сколько интересного выходило в свет к Празднику Победы. Литература наша всегда знала: огненные версты, народный подвиг на войне и в тылу позабыть нельзя.

Ныне широко известные мастера слова — Виктор Астафьев, Григорий Бакинов, Владимир Богомолов, Юрий Бондарев, Василь Быков (далеко не все имена) — пришли в конце 50-х гг. в большую литературу благодаря своей суровой правде о войне в своих первых повестях. Какие это были вещи! — «Батальоны просят огня», «Мертвые сраму не имут», «Иван», «Зося», «Третья ракета», «Звездопад»… Дородные охранители из глав политуправления армии тут же заклеймили прозу вчерашних солдат и лейтенантов как упадническую, идеологически вредную, лишенную исторического масштаба и восторгов победных реляций. Читатель увидел войну во всем ее зияющем ужасе, бесчеловечности и крутой ломке солдатских судеб, ожесточенности и слабости персонажей.

И вот день нынешний… можно сказать, литературное затишье. Что, исчез общественный «заказ», притупилось до беспамятства наше внимание к этой теме? Конечно, канули в Лету официальные союзы писателей, идеологическая цензура и дармовые благодетели — издательства и журналы, заказывавшие «правильные» книги о войне. Умная и ответственная свобода творчества — благо. А совесть-то где?

Недавно в «Красной звезде» была напечатана беседа о «странной» ситуации с военной темой в текущей литературе. Реформированный «Воениздат» готов опубликовать любое стоящее произведение. Но нет рукописей, есть лишь масса опусов, присланных подельщиками, в лучшем случае перепевающих мотивы замечательных книг Константина Симонова и Виктора Некрасова.

Между тем не дремлют «лихие ребята» из частных издательств, Ядовито-коралловый поток псевдолитературы, дурного китча (типа «русского вестерна») на военную тему несколько поуменьшился, но еще «лидирует» на книжных прилавках. Некто Андрей Золотов (явный псевдоним) «возлежит» на полках с триллером о партизанской армии Ковпака. Мол, был у него спецвзвод красных вампиров, кровавыми налетами наводивший ужас на врага.

К области нормального явления можно отнести выход «Энциклопедии Третьего рейха» (московское издательство «Локид», 1997). Свыше тысячи статей о нацистском периоде в истории Германии, ее вождях, идеологии и мифологии, ходе Второй мировой войны. Но есть вещи в ней, которые меня не устраивают. Сей огромный том написан с большим пиететом перед, скажем так, «англоязычными» историками. Один лишь штрих — высадка союзников в Нормандии в 1944г.теперьтрак- туется как решающий вклад в разгром фашизма.

Вроде бы неплоха повесть Анатолия Азольского «Война на море» («Знамя», 1996, N 9), но автор слишком увлекся псевдофрейдистским психоанализом, поиском всяческих комплексов у моряков, лишенных женской ласки.

Образовавшуюся нишу заполняют деятели из смежных искусств. Больно и правдиво, обнаженно и тонко психологично написал про свой солдатский путь Иннокентий Смоктуновский. Eго повесть «Меня оставили жить» напечатана (посмертно) в «Октябре» (1996, N 10). Она посвящена памяти отца, Михаила Петровича Смоктуновского, погибшего на фронте в 1942 году.

…Школьную газету мы с коллегой и ребятами все-таки подготовили. Центральное место в ней заняли сочинения юных тюменцев, поступившие на городской конкурс в год 50-летия Великой Победы. А напечатаны они были в нашем «Курьере», и ту газетную полосу я сохранил. Юные авторы там по-своему пережили военные годы, подняли домашние архивы и рассказали о боевых дорогах родных им людей. Кто знаёт, пройдет время, успокоится и заживет Россия, и напишут эти ребята хорошие книги про ту войну.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта