Иоанн Грозный с партийным прошлым
Виктор Лелеп занимался прыжками в длину. Однажды, идя из театра (он еще и актером был), увидел яму с гнилой водой и решил перепрыгнуть.
В руке его была сумка, в сумке -колбаса и котенок.
Котенок был слишком мал, чтобы интересоваться колбасой, ему бы молочка. Но вместо молочка отведал гнилой воды — прыжок хозяину не удался.
Эту историю Виктор Густавович Лелеп, актер Тюменского театра драмы и комедии, рассказал корреспонденту «Ложи» накануне своего 70-летия. Для смеху. Или — вроде бы для смеху, а на самом деле — для иллюстрации: силы уж нет, а душа скачет резвым мальчиком. Не успел корреспондент это обдумать, как актер развил другую мысль: грязь в один прыжок не одолеешь, нет-нет да и вляпаешься.
— Сейчас, конечно, я бы и не посмотрел на ту лужу: спустился бы в воду и тихонько перешел. А так бы вообще обошел ее за два километра.
Виктор Густавович начинал работать в новосибирском ТЮЗе в 1947 году. Потом были другие театры, другие города — в том числе малоизвестные. Когда Лелеп вслух вспоминал их, вмешалась жена, присутствовавшая при интервью: «Что ты перечисляешь эти маленькие городки! Ты говори: Удмуртия, Мордова…».
— Ну хорошо, — смирился муж.
— Валя хочет сделать меня масштабным актером.
Первая главная роль Лелепа -Олег Кошевой. (Между прочим, одна из первых главных ролей коллеги Лелепа Владимира Орла — Сергей Тюленин. «Может, восстановим «Молодую гвардию»?» — предложил Владимир Васильевич Виктору Густавовичу). За эту роль театральная критика Новосибирска и хвалила начинающего актера, и поругивала. «Говорили, что я зажат». Однако свершилось: к Лелепу прилепился образ положительного героя. Высокий, благородной внешности, с мощным голосом — со сцены он казался настоящим комсомольцем. Затем «вступил в партию»: из секретаря райкома КПСС перевоплощался в секретаря горкома, а то и обкома.
К счастью, иногда постановщики брались за пьесы, где были отрицательные или даже неоднозначные герои «с внешностью Лелепа». И задолго до того, как кристально чистые партийцы ушли со сцены, талант Лелепа раскрылся в полную силу. Он играл Иоанна Грозного, он играл Понтия Пилата…
Виктор Густавович уверял корреспондента, что неинтересных ролей не бывает, что все это -человеческие характеры, а значит, в каждом можно найти черты, которые «заиграют». Ну разве что совсем плохая будет пьеса. Ну разве что спектакль будет уже …дцатый и устанешь от него до чертиков. И тогда чертики начнут подстрекать актера на шутливые выходки.
Дисциплинированный Лелеп держал чертиков в узде. То есть шутил, но так, чтоб зритель не заметил. Или свистнет в определенный момент, хотя по роли не положено, или подпрыгнет, или заменит одно слово другим:
— Вместо «старый» скажу «дряхлый» — всем оживление.
Виктор Густавович — великий книгочей. И ему абсолютно все равно, что окажется в его руках, можно, книжка в яркой обложке с ярлыком «супербестселлер». «Конечно, есть среди них такие бездарные, что читать невозможно, они перемежаются эротикой, гадко написанной. А бывают приличные детективы, и не обязательно у классиков жанра».
Сейчас, правда, Виктор Густавович читать не может из-за болезни. Этот материал ему прочтет, скорее всего, жена (пожалуйста, Валентина Корниловна, будьте снисходительны).
Валентина Корниловна взяла из семейного архива фотографии, чтобы выбрать одну для газеты. «Выбирай, где я молодой, здоровый», — посоветовал корреспонденту актер. Корреспондент не послушался, взял тот снимок, где Лелеп, по характеристике жены, выглядел «старым бегемотом».
И вовсе он не старый бегемот…
*Котенок остался жив
***
фото: