X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

УЛИЦА ПАПАНИНЦЕВ

История названия

В календаре мая этого года есть знаменательная дата — 21. Именно в этот день 60 лет назад, в печально известном 1937 году, в район Северного полюса — 89 градусов 25 минут северной широты — высокоширотной воздушной экспедицией «Север-1» под руководством О.Ю.Шмидта была доставлена первая в мире советская арктическая экспедиция «Северный полюс-1». На дрейфующей под действием водных течений и ветра льдине остались работать четверо мужчин: начальник экспедиции Иван Папанин, Eвгений Федоров — геофизик, Петр Ширшов — гидробиолог, Эрнст Кренкель — радист, и дворовая собака Смелый.

Это было событие мирового значения, о нем сообщали все средства массовой информации во всем мире, за жизнью на льдине следило все человечество. Тогда в русском языке появилось штучное слово «папанинцы». Это слово без перевода вошло в основные мировые языки.

Льдина с советской полярной экспедицией двигалась в сторону Гренландского моря в северной Атлантике, преодолев по прямой 2200 км (общая длительность дрейфа 2850 км) за 274 суток со скоростью около 10 км в сутки. Штормами льдина была расколота на куски, и 19 февраля 1938 г. с последнего крошечного осколка папанинцев снял советский ледокол «Eрмак».

Участники первой арктической экспедиции стали, конечно, кроме Смелого, в 1938 г. Героями Советского Союза, а И.Д. Папанину это звание было присвоено еще в июне 1937 г., во время пребывания на льдине. Вторую звезду Героя он получил в 1940 г.

В их честь называли по всему СССР улицы, колхозы, корабли и т.п. Не осталась в стороне от общего увлечения и Тюмень. Несколько улиц в новой части города — на Крестьянских местах — были названы в честь героев Арктики, правда, с опозданием на два года — 31 октября 1940 г., по решению городского исполкома депутатов трудящихся — тогдашней городской власти. Новая улица, проложенная от ул.Червишевской (теперь Червишевский тракт) до железной дороги Тюмень-Омск, была названа улицей Папанинцев вообще, три новых пересекающих ее улицы были названы в честь отдельных членов экспедиции: П.Ширшова, E.Федорова, Э. Кренкеля. Почему-то не назвали улицу в честь самого И.Папанина (с собакой Смелым все ясно, хотя, если честно сказать, это в самом деле была смелая собака, первая из собачьего племени зимовавшая в первой арктической ледовой экспедиции вблизи Северного полюса).

Теперь в Тюмени улиц в честь П.Ширшова, E.Федорова, Э. Кренкеля нет. В середине 50-х годов, в пору борьбы с культом личности Сталина, герои Арктики были еще живы (кроме П. Ширшова), а в честь живых людей, даже Героев, улицы называть стало считаться нескромным. И 4 декабря 1957 г. решением того же городского исполкома депутатов трудящихся ул. E. Федорова стала улицей «Правды» в честь большевистской газеты, ул.П.Ширшова — улицей Суворова в честь русского генералиссимуса XVIII века, ул. Э. Кренкеля — улицей Лопарева в честь Платона Ильича Лопарева (1890-1937 гг.), героя гражданской войны и крупного хозяйственного работника 30-х годов в Тобольске. Eго как раз тогда реабилитировали.

Крестьянские места

Eще в начале этого века тут была низменная, отчасти заболоченная и поросшая лесом территория. Здесь находится исток нашей речки Тюменки, до сих пор из земли бьют ключи и питают крошечное замусоренное озерцо в начале ул. Пышминской.

Постепенно леса вырубили, болота высохли, и стали здесь селиться крестьяне, покинувшие свои деревни сразу после гражданской войны и в 30-е годы. Первые улицы все назывались Крестьянскими, и было их шесть. В 1940 г. их переименовали: 1-я Крестьянская стала Кирпичной (с 1957 г. — ул. Николая Чаплина), 2-я стала Колхозной, 3-я -улицей Революции, 4-я — Пышминской, 5-я — улицей Бусыгина (с 1957 г. — ул.Агеева), 6-я -Совхозной.

В том же 1940 г. получили название и недавно проложенные новые улицы: Союзная, Депутатская, Физкультурная, Инженерная.

Крестьянские места — сравнительно молодой район Тюмени, с начала его застройки прошло всего около восьмидесяти лет. Сразу была намечена сеть взаимно пересекающихся улиц. Одни ориентированы с севера на юг, другие — с запада на восток. Совсем как в стихах В.Маяковского о Нью-Йорке: «на север с юга идут авеню, на запад с востока — стриты». Деревенская стрит

Улица Папанинцев начинается от ул. Самарцева, что рядом с Червишевским трактом. Первое, что замечаешь здесь, — свалка мусора.

Во многих деревнях России существует неписаное правило: мусор выбрасывать на улицу, помои лить туда же. Это крестьянское правило перенесено на Крестьянские места. В начале ул. Папанинцев свалки таятся под заборами, а проезжая часть усыпана сперва щебнем, но дальше, где кончается этот робкий признак городской цивилизации, свалка выходит на середину, где проезжей части вовсе нет и почти нет части прохожей — тротуаров.

Дома деревянные разных лет застройки. Наличники окон и ставни практически без украшений, разве что покрашены в один-два цвета. Ворота, калитки, печные трубы — вовсе без украшений. Это вам не старая Тюмень где-нибудь на Потаскуе. Я спросил прохожего, почему так бедны, не украшены дома.

— Да строили второпях Да в бедности, об этом ли думать было? Скорее бы крышу над головой соорудить. Здесь ведь все «старые русские» живут. Вон один «новый русский» построил себе особняк, — он показал рукой на возвышающийся над деревянными домишками кирпичный дворец, — так его убили. Говорят, рынки в Тюмени устраивал.

Дом «нового русского» из шамотного кирпича на углу ул. Папанинцев и ул. Пышминской огорожен литым забором. Ограда отхватила значительную часть улицы Папанинцев, оставив проход шириной не более пяти метров. Кто-то же из городских властей давал «добро» на захват проезжей части. Или богатство столь нагло, что присвоило себе право прихватывать и общую для горожан территорию?

Эхо в колодце

Дальше улица Папанинцев становится все шире, а за пересекающей ее ул.Союзной посреди улицы появляется канава, доверху заваленная мусором, кое-где в ней мерцают лужи с вонючей водой, обрамленные кустами ивняка.

Очередного аборигена, выглянувшего из калитки, я спросил, как им не противно жить на свалке.

— Противно, — согласился он. — Но у меня чисто. Я свой мусор вывожу. Это другие тащат на улицу всякую дрянь. Дохлых кошек, собак, даже свиней… Лень закопать. Вон, гляди, бабка тащит ведро дряни со двора. Все в канаву… Когда-то, еще в тридцатые годы, тут какая-то артель кирпич делала, глину брали здесь же, получилась канава. Даже улица была Кирпичная.

На углу ул.Папанинцев и ул. Физкультурной возвышается козловой кран, стоит вагончик и группа людей что-то обсуждает. Я представился и поинтересовался, что тут’ строят, не тюменское ли метро? Оказывается, не метро, а лучевой дренаж территории Крестьянских мест, которые стоят буквально на болоте. Сооружается колодец глубиной чуть более 10 метров, из него на глубине 8-9 м пробуриваются во все стороны горизонтальные дрены для сбора воды, которая потом из колодца выкачивается в канализационную сеть города. Уровень грунтовых вод понижается. Этого давно хотели местные жители.

Специалисты из ОАО «Специализированное горно-строительное управление» г. Белгорода выполняют эту работу по заказу тюменских властей.

Леонид Сенченко, зам. директора ОАО, удивлен появлением корреспондента городской газеты:

— Четыре года мы тут копаемся, но представителя прессы вижу впервые, — говорит он. — Признайтесь, вы по звонку или письму жителей? По жалобе?

Не верит, что я случайно, движимый интересом подошел к ним.

— О нашей работе разные мнения, это я знаю, — говорит Л.Сенченко. — К нам ведь местные люди приходят, высказываются. Говорят: спасибо, в погребе воды наконец не стало, но и в колодце воды не стало. У них и погреб, и колодец одинаковой глубины — около трех метров всего. Надо углубить колодец метров до семи, там вода есть. Мы ведь там бурим — сплошь плывун с водой. Вообще-то мы работаем по проекту. Второй колодец кончаем, наверно, и все, у города, говорят, нет денег. А еще надо семь таких колодцев строить. Один осушает 2-2,5 гектара территории.

Путешествуя далее, я познакомился с пенсионеркой Анной Федоровной. С полчаса мы беседовали с ней на лавочке у дома. Она 38 лет работала «с иголочкой» — швеей в ателье Тюмени.

— Моих родителей раскулачивали в 1930 году, мне всего полтора года было, — рассказывает Анна Федоровна. — Жили они в с.Бархатово Исетского района. Имели маслобойку, скот, мельницу. Работников нанимали только на сезонные работы.

Родители после работали в учхозе, потом переехали сюда в тридцать девятом году. Купили избушку. Это тогда был край застройки, дальше шел пустырь. А дома тут были построены еще в двадцать седьмом году. Мы свой с мужем перестроили в шестьдесят втором. Он у меня фронтовик был, помер три года назад. Мог бы получить благоустроенную квартиру, я его на это подговаривала. А он мне: мать, ведь в Тюмени столько народу в землянках живет, а у нас вон какой дом. Плохо ли тебе? Совестно мне просить квартиру при таком своем доме. А мне теперь одной трудно. Дрова, вода далеко — водопровода близко нет, телефона нет поблизости. «Скорую» вызвать — беги к «Стреле» или к «Пышме». Живем в областном центре, а будто в заброшенной дальней деревне. Забыли о нас все власти,..

Кончается ул.Папанинцев нехоженым болотом, когда-то для дренажа вдоль улицы была сделана канава, но стока воды нет. Хлипкие, гнилого дерева тротуарчики вдоль забора выводят прохожих к насыпи железнодорожной ветки, идущей на бывшие базы бывшего Горплодоовощторга, а теперь АО «Плод-овощ».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта