Штраф губернатору
Ha днях «Тюменский курьер» сообщил, что за нарушение антимонопольного законодательства руководитель соответствующей региональной структуры выписал штраф. Не какому-то стрелочнику, а высшему должностному лицу территории Леониду Рокецкого.
Ах-ах! — готов взволноваться обыватель, симпатизирующий губернатору и поддерживающий его демаркационную линию отделения местного потребителя от алкогольного продукта, произведенного в иных местностях. Обыватель, не симпатизирующий губернатору, в свою очередь найдет повод произнести укоризненное «ай-ай-ай».
Меж тем, если хорошенько задуматься, в данной малораспространенной ситуации есть большой гражданский смысл.
И потому не станем впадать ни в лирику, ни в трагизм, а рассмотрим дело спокойно.
Прав ли губернатор, стремясь защитить своего товаропроизводителя, платящего налоги, доступного контролю, дающего рабочие места для местных тружеников? Eстественно.
Но также прав и антимонопольный начальник, око государево. Увидел нарушение в практике, не думая о последствиях лично для себя, составляет документ, какой надо: устранить.
Вы обратили внимание, что оба цитированные нами документа составлены в скучных традициях отечественной канцелярии. Эмоциям места нет. Как нет места тихому любованию чиновничьим подвигом. Потому что нет подвига.
Eсть право и обязанность, есть закон, перед которым равны губернаторы, мелкие торговцы, фермеры, директора крупных заводов. Eсть наблюдатели за соблюдением законов. В данном случае — Виктор Самойлик, начальник Тюменского антимонопольного управления.
В пятницу мы с ним обсуждали заметку в «Тюменском курьере» о штрафе губернатору. Вы знаете, чему больше всего радовался Самойлик? Той будничности, тому отсутствию сенсационности, с которыми написана заметка.
Все нормально, граждане! Все путем!
Губернатор делает то, что считает нужным. Самойлик — то, что должен, что считает нужным он. Газета пишет об этом не как о сенсации (а жаль, раскрутить сей незначительный факт, конечно, стоило бы!), а как о нормальном событии. При этом губернатор не в обиде лично на Самойлика за этот штраф. Самойлик — не возражает, что губернатор ищет пути преодолеть его запреты. Обе стороны понимают как само собой разумеющееся, что газета выносит сей факт на суд общества.
Говорят, что все это естественно, если речь идет о правовом государстве. О гражданском обществе. В России мы в последнее время что-то перестали говорить об этом. Однако «процесс пошел». Так любил в свое время говаривать Михаил Сергеевич.
Может, и правда, станет когда-нибудь наше государство правовым, а общество гражданским?