X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Улица Чкалова

Чкалов, Байдуков, Беляков

60 лет назад, 18-20 июня 1937 г., трое советских летчиков: Валерий Чкалов — командир, Георгий Байдуков — второй пилот и штурман Александр Беляков — на советском же самолете АНТ-25 .конструкции молодого тогда Андрея Туполева совершили беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в США и приземлились в г. Ванкувере на побережье Тихого океана. Расстояние в 8504 км они преодолели за 64 часа 16 минут.

Об этом событии тогда много писали и говорили газеты и радио всего мира. В те годы через Северный полюс никто еще не летал в Америку. Это был полет в неизвестность, как в 1961 г. -в космос. Советские летчики первыми проложили трассу, которая теперь считается одной из самых коротких воздушных дорог из Eвропы в Северную Америку и которой пользуются многие авиакомпании мира.

Эти летчики были уже известны всей стране. В 1936 г., в такие же длинные июньские дни, тройка пилотов совершила беспосадочный полет из Москвы в Петропавловск-Камчатский и потом на остров Удд у западного побережья Охотского моря, преодолев за 56 часов 20 минут расстояние в 9374 км. За этот полет все трое стали Героями Советского Союза.

Валерий Чкалов (1904-1938 гг.) — летчик-испытатель НИИ военно-воздушных сил — погиб при испытании очередного самолета 15 декабря 1938 г. Он похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Eго спутники мо полету в Америку жили долго. Г.Байдуков и А.Беляков участвовали в Великой Отечественной войне, стали генералами авиации. Г.Байдуков в 1937 г. написал книгу «Наш полет в Америку», книгу о своем друге В.Чкалове. А.Беляков стал доктором географических наук. Однако в топонимике Тюмени их имена увековечены не были.

Где эта улица?

Тюменские городские власти — опять с опозданием — решением от 31 октября 1940 г. одну из улиц в Заречной части Тюмени назвали именем летчика-героя Валерия Павловича Чкалова. Находится она в центральном секторе Зареки, что расположен между улицами Щербакова и Второй Луговой.

Здесь одни улицы расположены параллельно берегу реки Туры: Береговая, Большая и Малая Заречные (теперь это улица Ломоносова), Заозерная, Мичурина и др. Пересекавшие их улицы назывались Поперечными и было их три: Большая Поперечная, Малая Поперечная и Средняя Поперечная (впрочем, их называли и несколько иначе: Большепоперечная, Малопоперечная и Среднепоперечная).

31 октября 1940 г. все они были переименованы: Большая Поперечная стала улицей Луговой (есть еще улица Вторая Луговая, проложенная в 1956-1961 гг. во время строительства моста в створе ул.Челюскинцев, по ней теперь идет основной поток транспорта в Заречье), Малая Поперечная стала Речной, а Средняя Поперечная получила имя Чкалова. Впрочем, ее уже раз переименовывали. Где-то в середине 30-х годов ей присвоили имя одного из первых маршалов Советского Союза Василия Константиновича Блюхера, но 9 ноября 1938 г. маршал был расстрелян как враг народа, и улица вновь стала Средней Поперечной. Валерий Чкалов во враги народа попасть не успел, к счастью.

Нынешняя ул.Чкалова начала застраиваться от реки еще в XVII в. Здесь была окраина Кожевенной слободы. Улица хорошо видна на всех планах застройки Тюмени: 1766, 1808 года и более поздних. Eще в конце XIX в. она уходила от реки не далее, чем на два квартала и упиралась в озеро с заболоченными берегами, типичное для ландшафта поймы Туры. В начале улицы на берегу реки располагались кожевенные заводы.

Продвинулась вглубь поймы улица Чкалова в середине 30-х годов и в 40-е послевоенные годы. В том же 1940 г., когда Средняя Поперечная улица стала улицей Чкалова, были переименованы уже существовавшие пересекающие ее улицы. Вторая Заозерная — в ул. Маяковского, Третья Заозерная — в ул. Мичурина, Четвертая Заозерная — в ул. Лермонтова, Ново-Заозерная — вул. Островского (без указания — которого: автора ли книги «Как закалялась сталь» или известного драматурга прошлого века).

Современная улица Чкалова к реке выхода не имеет. Eе отделил построенный в начале 30-х годов фанерокомбинат. До перекрестка с Заозерной улица Чкалова усыпана щебнем, а дальше на нее не пожалели отличных бетонных дорожных плит. Она окопана кюветами, во многих местах заполненными близкой здесь почвенной водой. Тротуаров практически нет. Улица имеет вполне деревенский вид, причем’ вид умирающей деревни. Нет на ул. Чкалова ни одного нового дома, многие вросли по окна в землю, покосились, есть дома брошеные. Глухие заборы из стоячих почерневших от времени досок тянутся от дома к дому, кое-где прямо на улице посажен картофель.

Там, где ул. Чкалова заканчивается и выходит на ул. Щербакова, в болотине обосновалась приличная местная свалка, а рядом с нею на углу названных улиц тюменские христиане-баптисты отстроили краснокирпичный «Дом молитвы». Может быть, Бог, привлеченный молитвами верующих, принесет свою благодать и на ул. Чкалова в большей мере, чем это делали до сих пор городские власти. Вообще-то власти намеревались застроить Зареку по-современному. Я видел грандиозные планы застройки в Тюменьгражданпроекте. Красивые были планы… Им теперь сохнуть в архиве на полке, а Заречью с ул.Чкалова догнивать на пойме…

Кто тут живет?

Мой знакомый дядя Александр когда-то жил на ул. Чкалова. Он рассказал, как попал в Заречье и стал жителем улицы знаменитого летчика.

Жил он с отцом-матерью в одной из деревень Нижнетавдинского района. Началась коллективизация. Семью их признали середняцкой, однако отец в колхоз не пошел. Держался до 1934 г. А властям надо дать в центр большой процент коллективизации, им за единоличников «шею намыливали». Вот местные сельсоветчики собрали единоличников и стали в который раз агитировать вступить в колхоз. Те — не хотят. Тогда их посадили в сельсовете в подполье и держали там несколько дней без еды, питья и курева. Каждое утро мужиков выводили наверх и спрашивали: не надоело ли сидеть в компании с мышами, не надумали ли вступить в колхоз?

В одно утро отец надумал стать колхозником. Eму дали лист бумаги и продиктовали текст заявления. Он был краток: «Прошу принять меня в колхоз. В моей просьбе прошу не отказать». Второе предложение отец писать отказался: продержали столько дней в подполье, а теперь пиши «прошу не отказать». Eго забрали в район и дали 10 лет за сопротивление колхозному строю. Детям досталась кличка «дети врага народа».

С этой кличкой дядя Александр прошел два года в трудармии, где его посылали на самую грязную и тяжелую работу, и два военных года в роте связи, где тоже посылали с катушкой провода за спиной в самые опасные места.

Но выжил Александр, вернулся на родину и устроился работать «на фанерку», то есть на фанерокомбинат. Там и проработал всю жизнь. Здесь же в Зареке невесту присмотрел, тоже дочь «врага народа», такого же деревенского мужика, ветром коллективизации выметенного в ненасытный город. Во второй половине 30-х годов много такого народа осело в Тюмени. Это они расширили территорию Зареки, Крестьянских мест, поселка Калинина и ДОКа «Красный Октябрь».

Конечно, селились здесь и коренные тюменцы: делились семьи, молодежь строила себе дома. Работы рядом было много: фанерокомбинат, овчинно меховая фабрика, кожевенные заводы, лесозавод «Республиканец», различные промартели…

«Скорблю о России!»

Так получилось, что последний раз я осматривал ул. Чкалова 12 июня, вдень, когда Россия должна праздновать День объявления декларации о ее суверенитете (независимости). Из одной боковой улицы резко выскочил пожилой нетрезвый человек и уставился на меня замутненными глазами.

— Все ходишь, да? — спросил он.

— Все празднуешь? — в тон ему спросил я.

— Не праздную, — ответил мужчина. — Скорблю о России. Не смотри, что я стар, небрит и не в форме. У меня два высших образования, с партийным вместе. Я понимаю:..пришел России. Эти… реформаторы кончили Россию-матушку, по миру пустили. Горбачева и Eльцина… забить в пушку и выстрелить -одного в Ставрополь, другого в Свердловск… Скорблю о России!.. Вот Чкалов был (он указал на угол дома с названием улицы) Валерий Павлович! Герой Союза! По радио говорили, в Москве его улицу переименовали! Болит душа!

И скорбящий удалился вдоль по улице Чкалова.

Хорошо, что в Тюмени осталась улица имени выдающегося летчика, умножившего славу России. Говорят, что в том американском Ванкувере, куда 60 лет назад прилетели советские летчики, до сих пор главная улица носит имя Чкалова. Видно, там память у людей крепче.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта