Хозяин работнику волк. Работник хозяину лис
Eсли кто-нибудь скажет, что антагонизм пролетариев и капиталистов — это Зюганова сказки, Маркса-Ленина подсказки, не верьте. Eсть противоречия. И вовсе не все пролетарии-капиталисты могут и хотят разрешать их цивилизованно.
Водителю Терентию Михайловичу не повезло с работой. Зря он нанялся в этот магазин. Машину дали старую, а деталей не допросишься, бензина — тоже. За зарплату в шестьсот тысяч нужно было еще исполнять обязанности грузчика.
В выходные приходилось ездить за товаром в другие города. Однажды по дороге из такой командировки сломалась машина. Пришлось всю ночь куковать на шоссе, греясь от работающего мотора. Сожгли весь бензин. На следующий день хозяин передохнуть не дал, погнал в гараж. И на бензин денег не дал: говорит, у тебя еще остаться должно.
В выходные также приходилось возить беженцев, нанятых за гроши для строительства хозяйской дачи. По дороге на дачу — пост ГАИ, где водителя все время штрафовали за неисправности и отсутствие лицензии. Однако денег на устранение неисправностей хозяин не давал, о лицензии не заботился, и штрафы приходилось оплачивать из своего кармана. А попробуй откажись, грозятся: не получишь зарплату. Eе и так задерживали на два месяца.
Однако уволиться Терентий Михайлович решил только через полгода.
Но перед самым увольнением не поладил с хозяином, и тогда тот выбросил заявление об увольнении — заставил отрабатывать еще две недели, хотя они уже были отработаны. Водитель отрабатывать не стал. Тогда хозяин отказался выдать трудовую книжку и зарплату. Зарплату через несколько месяцев отдать согласился — пятьсот тысяч за два месяца, но водитель уже сам был не согласен на такую сумму. А трудовая продолжала лежать в сейфе.
Терентий Михайлович обратился в прокуратуру. Сотрудник прокуратуры сразу же позвонил в магазин и потребовал отдать книжку. Терентий Михайлович сразу же пошел в магазин, и книжку отдали, но не внесли туда запись о работе. Терентий Михайлович обратился в суд с иском о возмещении ущерба за задержку трудовой книжки на пять месяцев. Тогда к нему домой приехали «мальчики» и потребовали забрать из суда заявление и предложили, чтобы он отдал трудовую книжку — в нее, мол, внесут запись. Терентий Михайлович обратился в РУОП. Руоповцы устроили в ограде засаду и намяли бока непрошеным гостям, когда те вновь пришли. И все-таки Терентий Михайлович боится за жизнь своих детей и поэтому не устраивается на новую работу.
Ну и работничек достался директору магазина. Привыкший к социализму, водитель так и не смог понять, что на работе нужно работать, причем работать честно. За машиной следил плохо, детали выходили из строя подозрительно быстро. Вдруг стремительно увеличился расход бензина.
Уволить бы, да жалко: трое детей все-таки, кормить надо. Решил, предприниматель дать человеку возможность заработать двести тысяч рублей при строительстве дачи. Но проблем из этого вышло много. Eздил водитель на дачу, даже не позаботившись об устранении неисправностей, да еще и документы нужные с собой не брал.
Водитель был хитрый, но необразованный, вел себя странно. Зачем-то выкрал свое заявление об увольнении. Зачем-то устроил засаду РУОПа. А ведь ему главный бухгалтер (она же жена директора) привезла вместе со своими знакомыми «мировые» деньги и хотела внести запись в трудовую. Конечно же, все выяснилось, но матери двоих детей пришлось пережить неприятные минуты и писать объяснительную.
Трудовая книжка была выдана после увольнения. Тем не менее на новую работу водитель не устроился. Атеперь горе-работник еще хочет, чтобы ему заплатили за полгода безделья. Но не выйдет, пусть сначала сам заплатит четыре миллиона за нанесенный предприятию ущерб. При ревизии главный бухгалтер обнаружила, что водитель подсовывал ей фальшивые чеки на приобретение деталей. Это подтвердилось после запроса в фирму, печать которой стоит на чеке. В чеках за бензин отмечалось время их получения. Благодаря этому махинации с бензином выявились. Разница во времени составляла всего одну минуту, а водитель на обороте писал на одном «заправился утром», на другом «заправился вечером». Расход бензина, выявленный по итогам ревизии, составил около 800 литров.
Возможно, наши читатели узнали эту историю. Коротко она была изложена в подборке «Работник хозяину не товарищ». Теперь в ходе судебного заседания выяснились новые детали.
Правда, первую половину процесса мне пришлось провести в коридоре — я неожиданно была привлечена в качестве свидетеля. Я рассказывала, что во время личной встречи со мной директор магазина и бухгалтер не отрицали, что трудовая была задержана. Они объяснили, что водитель сначала должен был сдать машину, отчитаться за все детали. Директор очень возмущался, что прокурор «надавил» на молодого бухгалтера, и она -по незнанию — выдала книжку, хотя не имела права этого делать.
Во время встречи бухгалтеры также объяснили мне, что за два последних месяца работы водителю было начислено около миллиона рублей, а за вычетом деталей и паяльной лампы к выдаче предназначалось пятьсот тысяч.
На суде главный бухгалтер и директор утверждали, что вычета за детали не было произведено. «Мы собирались это сделать, но нам объяснили, что мы не имеем на это права без решения суда».
Мои показания директор прокомментировал так: «Она что-то не так поняла». Может быть, может быть. Но про трудовую книжку я переспрашивала раза три, а про вычет за недостающие детали мне даже показали документы.
Судья констатировала: ни у той, ни у другой стороны нет доказательств их утверждений. Дело еще осложняется тем, что главный свидетель — девушка, выдавшая трудовую книжку, -сейчас в отпуске. Уволился из прокуратуры и тот самый сотрудник, «оказавший давление». Заседание переносится до сентября, когда вернется из отпуску главный свидетель — девушка, выдавшая трудовую книжку.
Что касается меня, то я… готова поверить версиям обеих сторон. Правда, не в вопросе о сроках возвращения трудовой книжки — тут, мне кажется, я обладаю не мнением, а сведениями.
Но думаю, что анонимность участников моего рассказа позволяет мне допустить, что все самое плохое, что рассказали друг о друге «эксплуататор» и «хитрый лис», в принципе, могло иметь место.
При внимательном рассмотрении оказывается, что рассказы не противоречат друг другу. Пользуясь юридической неграмотностью своего работника, хозяин мог нарушать его трудовые права, выжимать все соки. Задерживаемая зарплата служила ему своеобразным кредитом, которым хозяин пользовался вполне успешно — отстроил магазину красивый фасад. А работник втихаря «восстанавливал справедливость». Как мог.
До определенного момента и того, и другого устраивала игра без правил. А вот когда пришло время свести счеты — в суде оказалось, что по правилам не очень-то получается. Даже регламент судебного процесса постоянно нарушался перепалками. В ходе процесса выяснилось, что до него и та, и другая сторона допустили массу тактических ошибок.
Не был заключен трудовой договор. Не было должностной инструкции. Работник не потребовал расписки о том, что у него взяли трудовую книжку. При выдаче трудовой книжки с работника не была взята роспись. И запись о работе не вносилась в книжку. И так далее. Самое интересное, что вся эта «бюрократия» могла бы не только пригодиться в суде, но и предотвратить не только суд, но и сам конфликт.
А теперь хозяин тратится на адвоката. Eму придется выступать и в другом процессе — о возмещении ущерба, нанесенного водителем магазину. У водителя адвоката нет. И денег тоже нет.
Вполне вероятно, что обе стороны выиграют иски и будут обязаны выплачивать друг другу какие-то суммы. Возможно, даже равные.
Но выигравших в этой истории не будет.