Город во власти дурмана
Только 14 % наркоманов могут излечиться
Марат Смоляков
Заместитель главного врача областного наркодиспансера Александр Томилов ответил на некоторые животрепещущие вопросы корреспондента «Курьера». Ответы объединены и тематически скомпонованы.
О химке-ханке и других
По предложению тюменский рынок наркотиков подобен рынку на площади у ЦУМа. В ходу самые демократичные, то есть относительно недорогие наркотики — гашиш, опиаты и эфедрой. Новомодную таблеточку «Экстази» и ЛСД приобрести тоже можно, но стоят они на порядок выше и пользуются спросом у, так сказать, «продвинутой» публики. «Экстази» и ЛСД предлагают преимущественно на дискотеках и в клубах.
Картина подтверждается статистическими выкладками наркодиспансера. Пристрастия больных распределились так: 5 процентов сидят на гашише, 92 процента на опиатах, а оставшиеся пристрастились к эфедрону. Зафиксирован только один пациент с кокаиновой зависимостью — очень богатый бизнесмен. Наркоманы, «подсевшие» на «Экстази» или ЛСД, в диспансер не обращались.
Повальное увлечение опиатами (химкой-ханкой), объясняется просто. Героиновая зависимость возникает очень быстро, первая же инъекция оставляет в мозгу ярчайшее воспоминание. Eще пара-тройка уколов — и готово. Чтобы увлечься гашишем («дурью»), нужны месяцы.
О том, что любит богема
Наркологи подразделяют своих потенциальных пациентов на три группы. Первая — экспериментаторы. Вторая — элита и богема. Это богачи, стремящиеся к новым ощущениям, и творческие личности, ищущие в наркотиках вдохновения.И третья — гедонисты. Сюда относят всех остальных, включая бомжей.
Самый громкий «эксперимент» произошел в середине 80-х. Группе студентов тюменского мединститута по чьему-то недомыслию рассказали технологию получения одного из эфедронов — первитина. Конечно, нашлись желающие попрактиковаться, а потом и попробовать полученное. В итоге с десяток студентов оказались в наркодиспансере.
Творческие личности Тюмени предпочитают вдохновляться водкой. А вообще, любимый наркотик богемы — ЛСД, поскольку он имеет свойство «расширять» сознание. Распространен ЛСД («кислота») и в рейверской среде, отсюда и «кислотная» музыка, и такие же вечеринки. Всплеска увлечением ЛСД в городе не ожидается. Это вещество изготавливают только на Западе, где ЛСД применяют в медицинской практике.
Среди наркоманов становится все больше несовершеннолетних, студентов и бизнесменов. Eсли первые влипают по глупости, то богатые просто бесятся с жиру. Отдельно надо сказать о «пыхающих». Клеем и бензином увлекаются, как правило, подростки с низким уровнем интеллекта.
О лечении
Статистика по итогам лечения не радует. В прошлом году полностью вылечены только 14% пациентов областного наркодиспансера. Именно вылечены, поскольку врачи считают наркоманию тяжелой хронической болезнью. Все дело в причинах, которые приводят наркоманов к врачам. Лишь четверть приходят с твердым намерением побороть смертельноую страсть. Других насильно приводят родители, кто-то надеется избежать уголовного наказания, предъявив милиции справку о прохождении курса лечения, а некоторые хотят избавиться от ломки и «омолодиться» (то есть снизить необходимую для получения удовольствия дозу).
Но даже большое желание не гарантирует успеха. Главной опасностью излеченного являются друзья-наркоманы, хотя бы и настроенные помочь товарищу завязать. Просто увидев человека, с которым когда-то кололся, экс-наркоман чувствует непреодолимую тягу к кайфу. Поэтому врачи советуют на некоторое время уехать из города. Конечно, на новом месте тоже можно встретить наркоманов, но они не представляют такой угрозы, как бывшие соратники.
Подстерегают и другие опасности. Например, тому, кто сидел на опиуме, нельзя выпивать. Опиум и алкоголь — так называемые заменители. Стоит пролеченному выпить, как тяга к наркотикам просыпается с новой силой.
Александр Томилов считает, что отечественная методика лечения не самая прогрессивная. У нас только снимают ломку, а кое-где на Западе пациентов содержат по году и больше.
О том, как убежать из страны Мальборо
Алкоголики и курильщики как бы отошли на второй план общественного внимания. К тому же рынок предлагает сегодня множество самых разных чудо-препаратов. Томилов лояльно относится к антиалкогольным чаям и снадобьям. Вызывающие отвращение к спирту травы -ингредиенты новомодных препаратов — охотно применяются и наркологами. Но, по мнению Томилова, было бы Лучше, если б наш знаменитый фитотерапевт Лидия Сурина составила свои сборы для желающих бросить пить.
Расплодившиеся ныне «неотложные» наркологи, гарантирующие 100% успеха, не вызывают доверия. 100% не имеет права обещать даже врач серьезного стационара. Причем, как ни странно, такие «спецы» наезжают к нам из соседних городов и даже из Москвы. Качество услуг сомнительное, зато шуму…
Успех лечения курильщика оценивается 50 на 50 независимо от метода. Тем, кто победнее, предлагают иглорефлексотерапию, ее стоимость 91 тысяча рублей. Богатым назначают никотинелл, который Томилов считает неплохим лекарством.
…От какого бы зелья ни страдал пациент, главными условиями успешного лечения являются осмысленное желание побороть напасть и точное исполнение всех предписаний врача.
***
фото: