X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Деноминация? Я ее уже переживал

Под занавес своего отпуска президент объявил о деноминации российского рубля. С нового года появится ужасно «тяжелый рубль» — аж в 1000 раз весомее нынешнего. Эта идея давно, как говорится, витала в воздухе. Eще бы: когда Россия достигла в рублях триллионного счета, стали зашкаливать счетные машинки, калькуляторы, компьютеры — они не были рассчитаны на такое обилие нулей. Я как-то опросил пятерых учительниц арифметики: какое число следующее за триллионом? Вдруг пригодится деньги считать. Они не знали. И только учитель астрономии сказал, что следующее за триллионом число с 15 нулями называется квадриллион. Теперь оно, хвала президенту, не пригодится.

За свою недолгую жизнь я уже одну деноминацию пережил. Это было 1 января 1961 года. Светлой памяти Никита Сергеевич Хрущев (почтим его память вставанием!) провел жалкую, по современным масштабам, деноминацию рубля в — стыдно сказать! — 10 раз). Нам тогда говорили все СМИ, что в СССР инфляции нет и не будет, в отличие от буржуев. Но ведь инфляция — это болезнь денег, какржавчинаужелеза: пока есть железо — будет и ржа. Была инфляция и в СССР, и чтоб ее скрыть, рубль утяжелили в 10 раз.

Теперь с присущей ему суперуверенностью президент заявляет, что с новой деноминацией о противной инфляции в России забудут, ее просто не будет. Рубль станет, как нержавеющая сталь, которую не берет ржавчина. Или как нержавеющее золото.

По моим наблюдениям, после 1961 года в СССР инфляция даже стала виднее. Я не экономист и не знаю, что этому причиной, однако, например, как в 1960 г. на рынках Москвы (я тогда там учился) пучок лука стоил 50 копеек, а редиски — 1 рубль, таки в 1961 г. цены остались. А это разве не инфляция? Никто не стал продавать по пятаку и гривеннику, как должно было бы быть в связи с деноминацией. Такбыло и в более крупных делах.

Деноминация, по-моему, тяжелее переносится психологически, чем инфляция. Когда прежде «тяжелый» рубль становится в инфляции легче, человек помнит его старую цену и дорожит каждой купюрой. Привыкнув к пустому рублю, который сам по себе ничего не стоит, а является только единицей счета, после деноминации человек становится более расточительным и «какие-то рубли» не считает. Это тоже инфляция.

Свежий опыт деноминации недавно (кажется, год назад) пережила прежде братская Украина. Там пустой купон-карбованец утяжелили в 100000 раз, и получились гривни и копийки. Сестра мне пишет: с карбованцами было тяжело — столько нулей, что не сразу сообразишь в счете, и с гривнями стало не лучше: получишь пенсию в несколько десятков гривень этих самых, они по карманам раскатятся копийками — и нет пенсии. А все так дорого…

Такая психологическая перестройка ждет и нас с вами, земляки. Итак, да здравствует «тяжелый» рубль! Закаляйте психику — пригодится.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта