Пускай не гаснет свет
Дух XIX века охватывает нас на выставке «Пускай не гаснет свет…» в музее «Дом Машарова».
Глядя на шикарные подсвечники, воображаешь балы, где повсюду блеск драгоценностей, женщины в струящихся платьях и рядом мужчины во’фраках. Молоденькие девушки, которых родители впервые привезли на бал, с восхищением оглядываются вокруг и стайной надеждой посматривают на кавалеров, чтоб те пригласили их на вальс или мазурку.
Какая-то зарисовка к «Войне и миру» получается.
За окном кипит жизнь, здесь же все так чинно и благородно…
Одна из «хранительниц» этого клада, научный сотрудник музея Ольга Берегова, рассказывает нам о сокровищах, представленных в коллекции…
…Свечой пользовались еще около двух тысяч лет назад. Подсвечник — это необходимая часть для свечи.
В каждый подсвечник мастера вносили элементы художественных стилей, чеканки.
…Фонари. Этот осветительный прибор пришел к нам из Византии, где им пользовались при богослужении одновременно с паникадилом и хоросом.Чаще всего они были шестигранные и восьмигранные, реже — четырехгранные со слюдяными, позднее — стеклянными стенками.
…В 1853 году во Львове польский фармацевт Игнасий Лукосевич изобрел керосиновую лампу. Он же путем перегонки нефти получил топливо для нее — керосин. Тогда же Лукосевичу удалось изготовить первую действующую модель этого прибора,которой он осветил свою аптеку.
Лампы здесь самых разных форм и стилей.
И есть даже керосиновый торшер.
…Электрические лампы появились в конце прошлого столетия.
В 1879 году американский изобретатель Т.А. Эдисон усовершенствовал нить накаливания, сделав ее из крепкого бамбукового волоса. Это позволило лам-
ФОТО ВЛАДИМИРА ТУРБИНА
***
фото: