Праздник без всяких «измов»
Когда-то на Руси 1-го сентября начинался Новый год. Великий праздник. Но этот день не менее радостен и в новые времена. Он так и остался праздничным. Даже криминальная статистика выглядит получше.
Почти 82 тысячи тюменских школьников обязательно улыбнутся в этот день, с ними будут родные, учителя и непременная общественность с официальными лицами. А если прибавить сюда студентов, лицеистов, то получается красивая цифра в треть всего населения нашего города.
Много будет сказано хороших слов. Самыми главными 1-го сентября будут первоклассники и первокурсники. Часть лавров достанется и выпускникам.
Сотрудники и начальники образовательной сферы, ректораты наших вузов широко оповестили народ о готовности к началу нового учебного года.Готовы ли юношество и молодежь — время покажет. Остается поздравить по-пушкински: «Здравствуй, племя молодое, незнакомое!». Приветствуем и педагогов, да будут обе стороны в учебном процессе взаимно устремленными!
Нет секрета в том, что основа любого изучаемого курса — программа, отвечающая современному уровню образования. В эпоху перемен его издавна консервативные устои кто только не колеблет. Инновации опережают новации, интегральные курсы пронзают вертикальные, независимые, альтернативные (чему?), свободные, ультрасовременные и прочая, и прочая. Университеты и академии разжигают молодое воображение и почище ретивых торговцев успешно опустошают родительские карманы. Слава богу, в Тюмени хватает ума и сил, чтобы не гнаться сломя голову за всеми этими новомодными педагогическими миражами. Не дремлет областной экспертный совет, реальным обновлением нашего образования занимается Тюменский научный центр Российской академии образования.
Но не все зависит от тюменцев. Московское министерство, дабы подчеркнуть свой ну очень прогрессивный и реформаторский имидж (прикид, облик, образ в чьих-то глазах), не устает «гнать волну» — все рекомендует, рекомендует и рекомендует новые предметы, программы и формы. Вроде бы не приказывает, как раньше, хотя приказы и остались. Но на местах и от рекомендаций отказаться как- то неудобно.
В новом учебном году до Тюмени добрался Международный комитет Красного Креста вкупе с российским. К уже существующей литературной программе для пятиклассников предлагается до 25 уроков по учебному пособию «Вокруг тебя — Мир…». Курс подготовили Ален Делет- роз (делегат международного комитета), Анатолий Розов (координатор образовательных программ Красного Креста в России) и еще три московские дамы.
Зачем?! А «помочь учащимся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы не только с традиционных точек зрения, но и с позиций этических норм международного гуманитарного права». Рука не поднимается критиковать этот образовательный проект. История Красного Креста — самая благородная, но иногда и трагическая страница в летописи земной цивилизации,начиная с 1863 г. Но, теснясь в дверях несчастного директорского кабинета, в школу устремились пожарные, гаишники, «ОБЖисты» (уроки по безопасности жизни)… кто там еще?
В июле этого года по просьбе знакомых консультировал по литературному сочинению одно несчастное юное дитя. Золотой медали помешали две «четверки» — по физкультуре и чему-то «естественному». Букет неврозов и болезней, очки, постоянная боязнь чего-то не успеть, не записать, не выучить…
Но отвлечемся от грустного и сугубо профессионально (как филолог с 30-летним стажем) познакомимся с новым курсом для 5-го класса. Не будем останавливаться на хороших, но очень насыщенных информацией страницах пособия, посвященных Красному Кресту.
Авторы хотят «формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста». Но зачем подменять основной курс? И чем содержательный анализ отличается от смыслового? Утверждается, что новый предмет отличается гуманистической направленностью, ученики будут делиться мыслями и чувствами по поводу прочитанного. А что, на обычном и хорошем уроке этого нет?
Удивляет словарь, похоже, что российских детей держат за дебилов. Им объясняют слова «сплошь», «изгородь» (ограда из прутьев, кустов и т.п.), «глодать», «судороги», «энтузиазм»… Полный прикол — задания для учеников по сказке-были Андрея Платонова «Неизвестный цветок»: «Была ли у цветка самая главная цель в жизни?», «Как ты относишься к незнакомому цветку? Поделись своим отношением с соседом (-кой) по парте» (в моем сокращении.)
В отборе произведений авторы действовали самым «революционным» способом.Бралась гуманитарная идея. Например: «Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе». Под нее подгоняли «удобное» произведение — в данном случае — упомянутый выше «Неизвестный цветок».
«Расчет закончен, господа». Курс антилитературы налицо. Разве можно свести сказку Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» лишь к гармонии внешности, души и поступков как истинной красоты человека? А отрывки из «Войны и мира» приравнять к мысли о необходимости человеку оставаться гуманным на войне, хорошо обращаться с военнопленными.
Современная методика преподавания литературы все больше отходит от мысли, что книга
- учебник жизни. Конечно, прямолинейное толкование этой формулы принесло немало вреда эстетическому воспитанию детей в школе в советское время. Прекрасный роман воспитания, становления молодого характера «Как закалялась сталь» растащили на «правильные» цитаты и заставляли учить наизусть, проверяли — следует ли им дитё али нет. И все же я не согласен полностью перечеркнуть эту мысль об учебнике жизни. «Игровыми» наскоками и эстетическими безделушками из литературных идей и образов нравственно-духовные уроки (через мысле-чувство, эмоциональное обогащение юной личности) не заменить. Величайший мировой (и литературный в том числе) памятник духа — Нагорная проповедь Христа, ее нравственная красота и сила чувствуется в хороших книгах уже две тысячи лет. И литература может помочь молодому человеку «делать свою жизнь» лишь в том случае, если его наставник верит в то, что преподает.
А введение в школьные программы еще одного литературного курса лишь вызовет апатию у наших и так сильно перегруженных детей. И даже самые благородные идеи Красного Креста не вызовут у них желаемого отклика.