X

  • 28 Декабрь
  • 2024 года
  • № 144
  • 5643

Москва, мы помним о тебе

В эпоху «откусывания суверенитета», так, как будто это — рыбный пирог, мы перестали думать о Москве как о центре большой страны, как о средоточии духовных начал России, как о сердце русской культуры.

Мы как будто забыли выученное с детства. Москва, как много в этом звуке… Дорогая моя столица… Московских окон негасимый свет…

Я понимаю, что всё это — из прошлого. Потому что сегодня дорогие сердцу воспоминания затмили сравнения столицы с жадным спрутом, высасывающим из регионов соки и по-хозяйски распоряжающимся богатствами, которые в поте лица своего добывают тюменские нефтяники, шахтеры Кузбасса, металлурги Урала, золотоискатели Чукотки и рыбаки Камчатки. Эти новые лики Москвы словно стерли в нашей памяти прежний прекрасный облик.

Бурчит провинция. Все беды -от Москвы. Это ее чиновники изобретают новые напасти на регионы. Это они экспериментируют над страной. Это они открывают кому-то ворота, что-то продают, что-то покупают. Это — они, они, они…

А мы? Где были мы? Почему мы не укараулили, не отстояли, не послали на Красную площадь шахтеров, нефтяников, рыбаков, чтобы постучали своими касками по брусчатке Красной площади и потребовали: вертай все назад? Ах, мы посылали? Мы настаивали, мы поддерживали, мы голосовали?

Так давайте же перестанем изображать из себя диких и дремучих провинциалов, неких Илюш Муромцев, которые спят на печи, пока их не призовут. Давайте же не станем изображать и беспамятных.

Сильна Россия провинцией. Но в то же время Россия — это Москва.

Пишу и перебираю в памяти ниточки связей: Тюмень — Москва, Москва — Тюмень. Много этих ниточек, на моей только памяти за последние тридцать с небольшим лет.

Нынешняя слава и нынешняя цена Тюменской области началась с геологов. А сколько их было, выпускников московского геологоразведочного института? Первый тюменский нефтепровод Шаим-Тюмень варили специалисты московского сварочно-монтажного треста № 48, и первое требование «на отпуск сырой нефти» подписано было специалистом этого треста Семеном Косым, как сейчас помню. Один из первых студенческих отрядов послал в Тюменскую область МИНХ и ГП имени Губкина летом 1966 года…

Да и почти каждый из нас, тюменцев, хранит в глубине души какой-то фрагмент о роли Москвы в собственной судьбе. Был замечен ученый. У поэта издали первую книгу. Кому-то вручали орден. Все — Москва.

Интересная подробность — в Тюмень приезжали студенты, молодые специалисты. Из Тюмени в Москву — министры, ученые, директора институтов… Нормальный ход вещей. Нормальный кровоток — от сердца на периферию и обратно.

Я не говорю о тысячах артистах, которые по московским путевкам побывали тут (в конце лета 1967 с одной из бригад радиостанции «Юность» прилетела в Тюмень 19-летняя почти никому не известная певица Алла Пугачева). Я не говорю о московских строителях, которые возвели высотные проспекты в Нижневартовске. В конце концов, это унизительно — вспоминать между своими, кто кому сколько доброго сделал.

Мы — дети одной страны. Мы -люди одной судьбы. И мы не должны даже в тяжелую минуту превращать нашу страну и нашу судьбу в лоскутное одеяло, а потом хватать ножницы и угрожать, что отделим «свой» кусок. Хотя это, конечно, бывает. Бывает, потому что трудно. Потому что устали от перемен, называемых реформами. Потому что снова есть соблазн попытаться идти «особым путем». Потому что в очередной раз нам кажется, что в одиночку мы легче перенесем испытания.

Хотя весь опыт и российский, и просто человеческий говорит, что сообща легче, надежнее…

А в Москве наступает праздник. И, как всегда, на этот праздник съезжаются родные изо всех уголков страны. Потому что они — родные. И потому что Россия -это Москва.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта