Заявление
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области установил правовые принципы взаимоотношений между областью и входящим в ее состав — автономным округом.
Постановление Конституционного суда требует от области и автономного округа сделать все возможное для достижения согласия по спорным вопросам. Вместе с тем, для того чтобы это требование не провоцировало затяжку и проволочки в решении неотложных вопросов, Конституционный суд установил, что в случае недостижения договоренностей между областью и входящим в ее состав автономным округом действует законодательство области. Этот принцип в полной мере распространяется и на процесс формирования органа законодательной власти области.
В целях реализации Постановления Конституционного суда органами государственной власти Тюменской области в июле текущего года было предложено сформировать на основе парит тета с автономными округами рабочую группу для подготовки пакета документов, регулирующих взаимоотношения Тюменской области с входящими в ее состав Ханты-Мансийским автономным округом и Ямало-Ненецким автономным округом. Однако по просьбе органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа начало ее работы было перенесено на начало сентября.
28, августа губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлов направил в Тюменскую областную Думу и администрацию Тюменской области пакет документов, включающих в себя проекты Договора об условиях вхождения Ямало-Ненецкого автономного округа в состав Тюменской области и Соглашения об общих принципах формирования законодательного (представительного) органа Тюменской области с участием населения Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Администрация Тюменской области считает, что после принятия Постановления Конституционного суда от 14 июля 1997 года вопрос об условиях вхождения автономного округа в состав области полностью потерял свою актуальность. Органы государственной власти Тюменской области вполне удовлетворены следующими сформулированными Конституционным судом условиями вхождения автономного округа в состав области:
1. территория автономного округа является составной частью территории области;
2. население автономного округа является составной частью населения области;
3. органы государственной власти области имеют на территории автономного округа такие же полномочия, что и органы государственной власти автономного округа;
4. порядок осуществления юрисдикции органов государственной власти области на территории автономного округа имеет свою специфику, предполагая разграничение полномочий органов государственной власти области и автономного округа;
5. население автономного округа имеет равные со всем остальным населением области социально-экономические и политические права, в том числе и право участвовать в выборах органов государственной власти области;
6. в случае отсутствия договоренностей по особенностям порядка осуществления юрисдикции органов государственной власти области на территории автономного округа, а также участия населения автономного округа в выборах органов власти области, оба эти процесса регулируются исключительно областным законодательством.
Эти положения, содержащиеся в Постановлении Конституционного суда от 14 июля 1997 года, делают излишним заключение Договора об условиях вхождения Ямало-Ненецкого автономного округа в состав Тюменской области.
Губернатор Ю.В. Неёлов предлагает проект Договора о принципах формирования органа законодательной власти Тюменской области, значительно отличающийся от норм Устава Тюменской области. Подписание ‘этого Договора потребовало бы внесения значительных корректив в областное законодательство.
Считаю необходимым в этих условиях вынесение данного проекта Соглашения, а также документов, подготовленных органами государственной власти области, на заседание рабочей группы. С тем, чтобы до конца сентября 1997 года подготовить согласованные предложения для рассмотрения Советом губернаторов и представительными органами Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Последнее, в случае необходимости, могли бы тогда подготовить и принять в соответствии с действующими процедурами поправки к соответствующим нормативным актам.
В этих условиях, при детальном рассмотрении рабочей группой предложений области и автономных округов, становится неизбежным перенос выборов депутатов Тюменской областной Думы, назначенных на 14 декабря 1997 года, на более поздние сроки.
В целях достижения согласия и окончательного урегулирования всех спорных вопросов между Тюменской областью и входящими в ее состав Ханты-Мансийским автономным округом и Ямало-Ненецким автономным округам считаем эту меру не только целесообразной, но и необходимой.
Постановление Конституционного суда подарило нам всем надежду, которую, однако, так легко вспугнуть необдуманными и поспешными действиями.
Населению всей Тюменской области надо дать шанс разобраться в сложившейся ситуации и принять взвешенное решение. В связи с этим хочу обратить внимание органов государственной власти и средств массовой информации Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа на то, что в нарушение ст. 78 Закона Российской Федерации о Конституционном суде Российской Федерации Постановление Конституционного суда от 14 июля 1997 года в газетах автономных округов в полном виде так и не опубликовано.
Губернатор Л. Рокецкий