Вечная молодость
Взглянешь на ясный холодный свет за окном, на муху, пристывшую к стеклу, — а и без того зябко, — и хочется свернуться клубком на топчане, рядом с пушистым котенком, переждать осеннюю пору.
А осень ли сейчас? Судя по газете на столе, в которой нефтяников поздравляют с профессиональным праздником, да судя по той же мухе, на дворе начало сентября. Но верхний листок отрывного календаря сообщает, что сегодня 1 апреля, День геолога.
Определенно можно сказать одно — шестидесятые годы. Мы с фотокором вернули Анну Ильиничну Волкову в ее молодость. Всего-то и надо было: снять шнур, охраняющий экспозицию музея геологии, нефти и газа, и поместить Анну Ильиничну в интерьер семейного балка, воссозданный оформителями. Когда-то и Волкова жила в похожем балке, работала в геологии, а сейчас она — смотритель музея.
Размер комнаты более чем скромный, 6-7 квадратных метров. Но это шикарное жилье, по меркам буровиков, это стационарный балок, в котором салфетки и домотканые половики, фотографии и картинки из «Огонька» создают уют.
На потолке — лампочка, но это не значит, что электричество в балках было постоянно. Когда свет гас, зажигали керосиновую лампу — вот она, на подоконнике. На полке у изголовья специальные книги и три художественных, среди них «Гибель концессии» С. Захарова. Под топчаном — выходные туфли, при беглом осмотре их не увидишь, глубоко запрятаны. Оформители предполагали, что их творение будут внимательно изучать самые придирчивые зрители — герои тех лет.
По музею ходить интересно,, когда можешь не торопясь изучить все, на чем остановится взгляд, задать экскурсоводу любой вопрос, и он расскажет с подробностями, о которых ты и догадаться не смел, когда экскурсовод не станет скрывать своего личного отношения к экспонату и к истории, таящейся за этим экспонатом.
Таким экскурсоводом для нас стала Ольга Паренкина, старший сотрудник музея геологии, нефти и газа, ей помогали заведующая филиалом (этот музей — филиал областного краеведческого музея) Татьяна Миронова, уже упомянутая Анна Ильинична, смотритель Зоя Федоровна Аверьянова, которая тоже долго работала в геологической отрасли.
Всего, что они рассказали, здесь не пересказать, но у вас есть шанс самим услышать это — работники музея добры не только к корреспондентам.
…»Стоял сентябрь, и, как обычно, с реки тянуло холодком». Итак, сентябрь, на этот раз точно сентябрь, 1963 года. На Березовском месторождении забил фонтан. Событие было радостным: наконец-то установлено, что на севере области есть большие залежи газа и нефти! Событие было трагическим — погибли люди, погибла тайга вокруг, фонтан хлестал 9 месяцев. «Лютов лежал под грудой льда, Раскинув руки, навзничь. Блестели льдинками глаза, Распахнутые настежь». Это строки из длинного стихотворения Таисии Пастуховой, которая в сентябре 63-го работала на месторождении. Она описала трагически-радостное событие как могла. Стихотворение — один из экспонатов музея, может быть, самый эмоциональный памятник великому моменту.
Фотографии отражают реальность более буднично. Чуть хмурясь, смотрит на нас «жена бурового рабочего В. М. Петрова со своей бурен-, кой» (буровой-буренка, а?). Геодезист зябко ежится у палатки, ему не до нас сейчас. Буровик по колено в воде, кругом осколки льда -«Неудачная переправа». Семейная пара геологов и рядом местный житель демонстрируют дружбу народов, но, судя по их лицам, дружба только начинается.
Наименее эмоциональны образцы почвы, собранные невдалеке от горящего факела. «Вокруг факела все превращается в мертвую зону на расстоянии 2-х километров. Это земля, на которой никогда ничего не вырастет».
Совсем далек от реальности, во всяком случае, сегодняшней, плакат: «Бережно относись к трубе. Сохранил трубу — сохранил народное состояние. Стоимость одной трубы диаметром 1420 мм — это стоимость 1 трактора «Беларусь» или 6 телевизоров «Рубин».
Последний зал выставки, посвященной открытию месторождений, отражает года относительно недавние. Здесь, по словам работников музея, «на каждой фотографии Черномырдин, с младых ногтей». И еще здесь Рэм Вяхирев, о котором тоже сказали пару слов — «Мы о Вяхиреве постоянно помним, а он о нас…».
Впрочем, насчет Вяхирева — шутка. По-настоящему помнят здесь о многих и многих, знаменитых и не очень людях, которые первыми пришли осваивать и обустраивать, отдали молодость трудному делу, а потом отдали в музей свидетельства и той молодости, и того дела.
С праздником, товарищи!
С днем работников нефтяной и газовой промышленности, а также со всеми прочими праздниками, которые дай вам Бог встретить еще не раз!
***
фото: Палатки первопроходцев;Макет-панорама сварочного участка