X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

По волнам сибирских рек

В XIX веке экономика и торговля Сибири двигалась по рекам. Потомственный почетный гражданин, коммерции советник и тюменский I гильдии купец Иван Иванович Игнатов (1833- 1915) был одним из тех, кто стоял у начала речного судоходства.

Уроженец Белевского уезда Тульской губернии, он связал жизнь с сибирской землей и пустил здесь глубокие корни. Гласный тюменской городской думы, отличавшийся здоровой предпринимательской хваткой, Иван Иванович создал судоходную компанию «Курбатов и Игнатов». В 1886 году он на 15 лет получил в аренду 250 квадратных сажен земли на правом берегу реки Туры, сумев доказать городскому обществу, что «Тюмени своя пристань надобна».

Предвидя огромные прибыли, Игнатов стал инициатором создания «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли». Устав этого товарищества, имевшего 10 пароходов, 17 буксиров и 86 барж, был утвержден Николаем Вторым 23 января 1898 года. Учредители — Иван Игнатов, казанская I гильдии купчиха Ольга Карпова, московский I гильдии купец Иван Казаков, бийская I гильдии купчиха Eлена Морозова, торговые дома Трапезникова и Плотникова — брали на себя обязательства обеспечить транспорт людей и грузов по рекам Западной Сибири и реке Чулым до города Ачинска. Перевозки хлеба, сырья, железа, угля, леса, кожи и шерсти осуществлялись по рекам Оби, Иртышу, Тоболу и Туре от Бийска до Барнаула, Новониколаевска, Томска, Тобольска, Тюмени и обратно, а от Тобольска и Тюмени — до Обдорска. Основной капитал Товарищества составлял 4 миллиона 500 тысяч рублей.

Правление Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли размещалось в двухэтажном деревянном доме Игнатова в Тюмени по улице Пристанская, 11.

Следуя примеру своего земляка, тюменские купцы Прохор Андреев, Василий Жернаков, Владимир Ядрышников вместе с семипалатинцами Латыфом Мусиным и Михаилом Красильниковым основали в 1910 году Русско-Китайское акционерное общество пароходства и торговли. Оно предназначалось для производства торговли по Верхнему Иртышу и озеру Зайсан. Однако конкурировать с Игнатовым купцы не смогли.

Весной 1912 года фирма Игнатова, торговый дом наследников И.Н.Корнилова и русско- китайское общество объединились в единое «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли». На 1 марта 1912 года оно имело 23 парохода грузоподъемностью 436000 пудов, 25 буксиров и 126 барж. Было налажено регулярное движение пароходов и барж по маршрутам: Бийск-Тюмень (3334 версты), Тюмень-Омск (1070 верст), Омск-Семипалатинск (1100 верст) и Семипалатинск- Зайсан (800 верст).

Только в 1912 году пароходами Товарищества было перевезено 1 миллион 300 тысяч пудов хлеба в Тобольской губернии, на Урал и Волгу. В интересах военного ведомства за девять суток доставлены воинские части по Иртышу для укрепления российско-китайской границы. За 1912-1913 года грузооборот перевезенных товаров составил 20 миллионов пудов, а доход — 3 миллиона 87 тысяч рублей в ценах 1913 года.

Недавно в областной архив обратилось АО «Запсибречпароходство» из Новосибирска. Именно это предприятие — продолжатель дела, основанного Игнатовым. В 1998 году оно отметит свое столетие.

***
фото: Дом на улице Пристанской — бывшая контора Западно-Сибирского пароходства;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта