Торгуй бабка, торгуй дед. Но только на рынке
Упорности бабусек-коммерсанток можно позавидовать. Не внимая многочисленным просьбам и увещеваниям милиционеров, торгового и налогового инспекторов: перейти с улиц вместе с товаром на специально отведенные льготные места для пенсионеров на рынках, — они твердо стоят на своем: «Не уйдем отсюдова!»
Каждую неделю торговая инспекция Ленинского территориального округа отправляется в рейды, цель которых — поддержать благоустройство территорий, выдворить с улиц стихийную торговлю. Однако все попытки комиссии прийти к согласию с торгующими остаются тщетны. Последние, а в числе их не только пенсионеры, продолжают игнорировать две статьи (NN 144, 146) кодекса об административных правонарушениях.
Правда, в последнее время инспекторы замечают уменьшение числа торгующих в дни рейдов и полагают, что действует оповеститель. Хотя боятся рейдов не все. В протоколы о нарушениях попадают зачастую одни и те же фамилии.
Выписывая повестки на административную комиссию впервые совершившему правонарушение, милиционеры сталкиваются с ложью: дается неправильный адрес, искажаются фамилии и имена «хозяев» товара, большинство пойманных и вовсе рассказывают небылицы о человеке, попросившем просто постоять с товаром. Уже пойманные с поличным отказываются платить штраф инспектору, потому что якобы заплатили за место работнику патрульно-постовой службы. А кому конкретно платят — не знают, документы, удостоверяющие личность, «поборщик» обычно не показывает.
С бабушками и дедушками, которые приторговывают не только своим, борьба не ведется. Слова бесполезны, суд «пенсионерские дела» не рассматривает.
На деревянных и картонных ящиках выложен нехитрый товар. Эти ящики и картонки милиционерам приходится убирать после очередных побегов продавцов («Мы, офицеры, должны заниматься этим?»). Неприятнее всего, когда рейдовики видят на картонках и ящиках пенсионеров винно-водочные изделия сомнительного розлива (понятно, что без лицензий и сертификатов).
— Обнаглели уже совсем, — выкрикнула при мне одна из торгующих бабушек. — И так пенсии не видим, да вы нам еще торговать запрещаете! Боитесь, что наживусь на стакане семечек?
Однако проходившая мимо скандаливших на углу улиц Харьковской и Мельникайте пожилая женщина с горечью сказала: «Правильно вы их гоняете. Почему другие пенсионеры не спекулируют? Я же как-то живу на свою пенсию и не ропщу».
— Ник то вас не гоняет, — пояснил старший рейдовой группы Александр Букин бабулькам, — вас просят перейти на установленные места — рынки. На семи рынках Ленинского округа стоят пустые лотки. Ни один директор рынка вам не сможет отказать в месте.
— Вот ты сам туда и иди, — отослала милиционера громкоголосая бабушка.
Представительнице торгового отдела пришлось отвести на рынок, через дорогу от торгового места, «неверующего Фому», деда-торговца. Убедившись, что отказа в месте пенсионеры действительно не получат, дед настоял, чтоб его оставили в покое, а на рынок он все равно не пойдет.
Повозмущавшись и повздыхав, инспекторы отправились на следующую точку возле школы N 17. Увидев машины инспекции, торговцы побросали свое имущество и с завидной прытью пустились в бега. Так что номер с внезапным появлением не удался. А ловить беглецов бесполезно, поскольку торгуют они вблизи жилых домов, укрыться не составляет особого труда.
Ранее процветавшая торговля возле магазина «Прогресс» процветает теперь лишь в воскресенье. В остальные дни у магазина чисто. «Вы ведь сами понимаете, как пришли к такому соглашению директор магазина и торговцы», — многозначительно сказали мне (честно признаюсь, не понимаю. — Н.В.). Для живущих в районе семнадцатой школы торговля — стихийное бедствие. Тут и шум, и грязь, и постоянно проезжающие по дворам машины.
Изъятые скоропортящиеся товары отправляются в самосвал, затем на помойку, а вещи препровождаются в комиссионный магазин. Деньги с реализации поступают на расчетный счет государственного фонда по борьбе с преступностью. Расходы на выделение транспорта, бензина на рейд покрывают ЖЭУ. Деньги ЖЭУ — деньги квартиросъемщиков, лишь малая часть средств с расчетного счета ГФ перечисляется на благоустройство территорий.
А жалобы на стихийную торговлю поступают постоянно.
***
фото: Стихийная торговля на углу улиц Харьковской и Мельникайте