X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Автограф бабушки русской революции

Фонды государственного архива Тюменской области хранят много ярких свидетельств прошлого. К числу подлинно уникальных исторических документов, по моему мнению, можно отнести письмо Eкатерины Константиновны Брешко-Брешковской, написанное во время пребывания ее в Тюмени в июле 1918 года.

Многим читателям имя этой по-своему незаурядной женщины уже мало известно. Однако эта весьма своеобразная личность оставила свой след в истории революционного движения в России.

Eкатерина Константиновна Брешко-Брешковская (1844-1934 гг.) была одной из активных участниц «хождения в народ», предпринятого народовольцами в 70-х годах прошлого столетия. Сторонница активных действий в борьбе с самодержавием, она отдавала предпочтение террору как основному средству борьбы. Аресты, ссылка, тюрьма — все это было в жизни «Железной Кэтти», как называли ее соратники. Но это не сломило ее.

Уже в начале нашего столетия личности Брешко-Брешковской уделяли пристальное внимание жандармы. Документы помощника начальника Тобольского губернского жандармского управления по Тюменскому, Туринскому и Ялуторовскому уездам свидетельствуют, что 24 ноября 1913 года из Иртышской губернии бежала ссыльнопоселенная, выдающаяся социалистка-революционерка (так в документе) и террористка Eкатерина Брешко-Брешковская. Словесный портрет позволяет нам и сейчас представить ее облик: «Лет около 70, рост 161 см, полная, телосложение плотное, волосы седые, слегка волнистые. Цвет лица румяный, в веснушках. Внешность — угрюмая, лоб средний, двойные морщины, цвет бровей светло-русый. Глаза средней величины, подбородок короткий, шея тоже короткая и толстая. Осанка сгорбленная, походка медленная, голос низкий, слегка сипловатый, прокуренный». Именно такой, по описанию жандармов, была эта дама, позднее получившая известность как бабушка русской революции и одна из организаторов партии эсеров. Она тогда и представить не могла, что спустя несколько лет судьба ее изменится самым коренным образом.

Революционные потрясения 1917 года Брешко-Брешковская восприняла настороженно. Новое поколение революционеров пришло на смену «Народной воле». К октябрю 1917-го в ее мировоззрении произошло перерождение. Ярая противница царизма, поддерживавшая Временное правительство, стала ярой противницей большевиков и советской власти. В условиях разгоревшейся гражданской войны она решила объединить всех своих единомышленников в «Союз возрождения России направленный против социалистических преобразований. Во время мятежа чехословацкого корпуса она появляется то в Поволжье, то в Сибири.

К этому времени и относится ее письмо, написанное в Тюмени. Сам документ примечателен тем, что не имеет ярко выраженной политической направленности. Вот его текст без сокращений и купюр: «Учительницам — друзьям народа! Вам, внуки мои дорогие, оставляю я мою любовь к человеку. Возьмите ее и ради собственного счастья. Нет в душе нашей более сильной и богатой способности, как любовь к людям. Эта божественная способность растет и крепнет по мере деятельности своей и вместе с ней растут и крепнут все другие лучшие стороны нашей души. Не бойтесь быть любящими, не смущайтесь мелочностью людей: они росли в холодных потемках. Свет любви не согревал их. Всегда ваша E.К. Брешковская, 1918, июль, Тюмень».

Спустя почти год, в августе 1919, в Тюмени была восстановлена советская власть, а автор вышеупомянутого письма уже находилась в эмиграции. Сначала Брешко-Брешковская выехала в Нью-Йорк, а затем в Париж, где сотрудничала в эмигрантском печатном органе «Дни». На французской земле и завершила жизненный путь «бабушка русской революции».

***
фото: Оригинал письма Е. Брешко-Брешковской, хранящийся в госархиве Тюменской области.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта