X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

По ком звонит колокол?

Провидению было угодно в последние месяцы жизни соединить двух замечательных людей общей работой в театре «Ангажемент». Виктор Сергеевич Загоруйко директорствовал, Дмитрий Колоколов (Димон) был сотрудником технического цеха. Оба ушли из жизни в последние дни октября текущего года…

Зрелый муж, коварно сраженный страшной болезнью на самом взлете своего кровного, изумительного по красоте театрального дела, тюменский меценат, чьи занятия коммерцией были нужны для создания прочного материального фундамента первого в нашем городе детского и молодежного театра, и молодой Колоколов — один из лидеров местной рок-музыки и поэзии, соредактор ернически-талантливого молодежного журнала «Чернозем» и шеф оригинальной команды «МТ».

Оба вписались в новое время и ценили возможность свободного творческого самовыражения. Но хватит о личностях — да не оставит их высшая Благодать и наша благодарная память! — давайте поговорим о явлении. О том нашем образе жизни, который делает нас несчастными. О все более расходящихся векторах творческих исканий зрелого поколения Загоруйко, работающего на созидание, на в очеловечивание юных и воспитание красотой. И молодого поколения Колоколова (я не о них конкретно!), увлеченного замкнутой, противоречивой своей контркультурой.

Разбуянились в полях ветры.

Словно хочет что сказать вьюга.

Это время нас ведет к смерти…

Бродяга-ворон пролетел над покосом

Золотистой пшеницы.

Он оглядел своп пространства

И отправился вверх — к облакам.

А я смотрел ему вослед

В своей красивой рубахе из ситца

И думал: скоро ли вот так же

Воспарю туда сам.

— как горько, печально и таинственно! Видите, поэты — всегда пророки…

Мир «Ангажемента» открыт всем, его спектакли, его театральные уроки в школе по бессмертным творениям Фонвизина, Пушкина, Твардовского в эмоциональном озарении возвращают зрителям позитивный смысл бытия, веру, надежду, любовь.

Текущая молодежная рок-культура (и российская, и тюменская) наглухо застегнута на все пуговицы, она бросила меч между традициями и прошлым искусством, предпочитая гармонии хаос, подбадривает фантазию как минимум пивом, по максимуму — наркотой. Любовь заменена сексом, мелодические лады — рваными ритмами, одуряющим грохотом усилителей. Вместо нормального человеческого счастья — удовольствие любой ценой, усладительный кайф. И это все при несомненном таланте многих «братков»:

Время рассудит, так водится здесь

По колючим следам у дорог.

Каждый, кто много мнил о себе,

Не раз уже был одинок.

А летом дожди не пугают собой

И в громе не слышится войн.

Зато впереди призрак света гляди!

Да ждет отощавший покой.

Боже упаси подумать, что я их поучаю, воспитываю, лезу в пастыри. Ставлю им в пример путь «Ангажемента». Но этот театр потерял своего лидера на трудном пути реальных забот о возрождении нашей духовности. Молодежная тусовка при всей своей внешней сплоченности, массовости, беспрерывно имитируемой энергии и дружеских объятиях на самом деле скучна и однообразна. Ну еще один концерт, еще обалденное вопление всю ночь, еще одна пивная батарея, еще одно секс-приключение… А дальше? А дальше для таких талантливых, как Димон, — скука, отчуждение и холодное одиночество.

Законы дикой стаи, надоевшего многодневного рокерного пира во время чумы, на самом деле отторгают, отбрасывают в темноту небытия задавшихся вопросом — а что дальше? Да не орите, не оскорбляйте: Колоколов все же продолжал тянуть свою студенческую лямку, перейдя на заочное отделение филфака ТГУ, он успел сдать мне черновой вариант своей дипломной работы. Он сам выбрал тему — судьба и история тюменской рок-поэзии.

Какого умницу довели-потеряли… Димон сказал то, что вряд ли понравится его окружению. По нему, наш рок — эпос XX века, современный народный фольклор (а вы — элита, элита, элита, супер-мупер выше всех). Из огромного массива текстов-стихов он выделил «Ветряные мельницы» («И сразу ветер с горячих мест над Руаном поверх голов»). За образ Жанны д’Арк, «чья жизнь и смерть вошли в историю как самозабвенный подвиг во имя высоких идеалов» (стр. 34).

Он чувствовал, что обречен, ибо из своего круга молодым трудно вырваться, особенно тогда, когда задумаешься о высоких идеалах. Да нет, не для меня же он это писал, он никогда ни под кого не подделывался.

У Кирилла Рыбьякова — еще одного моего бывшего студента — Димон нашел в рок-балладах… «дух рыцарских замков, черной магии и древних легенд» (стр.31). Символику Босха и Шагала, откровения Хармса и Заболоцкого Колоколов увидел в рок-поэзии группы «Центральный гастроном».

Сейчас тусовка всколыхнулась, забегала. Кто-то готовит передачи, собирает видеоматериалы, аудиокассеты и публикации. Многие прониклись, кто был рядом — живой! — еще недавно, надолго ли? Нет, дорогие бойфренды и гирлицы, пока вы не создадите действительно свободное и творческое молодежное объединение, не договоритесь с городскими и областными комитетами по делам молодежи о поддержке, эти комитеты будут тратить денежки на сборы инфантильных деятелей порнушно-чернушной развлекаловки. Став карикатурой своего поколения. Ну сделаете еще одну татуировку себе на зубе, потренируетесь в свежих постельных ритмах — а Димон теперь спросит: а что дальше?

Загоруйко из памяти тюменской культуры уже не вычеркнуть, в ней у него одно из самых значимых мест. Будет горько, если в тень забвения канет скромное, но талантливое наследие Колоколова. Так попробуйте не прожигать его дальше, а хотя бы издать его сборник. Но в этом случае без помощи поколения Загоруйко вам не обойтись. Может, с этой акции наши дети найдут что-то доброе и важное для себя у высмеиваемых отцов?

P.S. На осеннем гала-концерте гуру молодежной контркультуры канала ТВ-6 в Сургуте моя дипломница журналистка К. спросила их в кулуарах: «Зачем вы это делаете с молодежью?». Последовал циничный ответ -получаются хорошие «бабки». Кто это понял, того уже нет… Остался лишь на обложке одного из номеров «Чернозема» смешной и милый цыпленок.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта