Вольная копия с оригинала
Читатель уже знает, что в музее изобразительных искусств открыта необычная выставка — «Династия Романовых в лицах». Всего один зал, но сколько здесь интереснейших экспонатов, и многие показаны впервые! Великолепные гравированные портреты, нумизматика, предметы из «Собственного Сервиза» Eлизаветы Петровны, олеографии, изданные И.Д. Сытиным, наконец, живописные портреты русских и иностранных художников XVII-XIX вв.
Один из портретов изображает пленительную молодую даму в высокой пудреной прическе, с томным взглядом и ярким румянцем. Это великая княгиня Мария Федоровна, супруга наследника престола Павла Петровича (будущего императора Павла 1). Портрет весьма любопытен. Это вольная копия с оригинала английского художника Александра Рослена, который работал в России с 1775 по 1777 г. И давайте придержим разочарованный вздох. Ведь копия относится к XVIII веку и выполнена отменно. Что поделать, если иностранные мастера были в то время в большой моде, хотя имелись блестящие отечественные. Их называли потом «тремя титанами портретной живописи» — это Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий и Владимир Боровиковский (произведения последнего находятся в экспозиции).
Почему же мы остановились на копии с работы иностранца? Дело в том, что у портрета интересная история. Он поступил в Тюменскую картинную галерею в 1958 г. из Тобольского краеведческого музея. Это старейший музей Сибири, чьи фонды формировались еще в прошлом веке. Картины присылались Обществом поощрения художников, а после революции — Государственным музейным фондом, где были собраны национализированные у «буржуев» ценности. Вполне возможно, что наш портрет ранее украшал одно из «присутственных мест» Ведомства императрицы Марии, широко известного в Российской империи. Оно активно занималось благотворительностью. Великая княгиня Мария Федоровна снискала себе славу добротой, огромной щедростью, попечительством над многими учебными заведениями. В ее честь и было основано вышеназванное ведомство.
Рослен писал портрет великой княгини парным к портрету Павла для украшения его Малого личного кабинета в летней резиденции, в Павловске. Портрет, очевидно, был одним из первых изображений Марии Федоровны, приехавшей в Россию и только что вступившей в браке наследником. Она сделала это по приказу прусского короля Фридриха. А выбрала ее себе в невестки сама Eкатерина II. Eй чрезвычайно понравилась эта юная принцесса Виртемберг-Штутгартская. Eкатерина писала в своих «Записках», что София-Доротея (так звалась Мария Федоровна до замужества и принятия православия) имеет «стройность нимфы, цвет лица — цвет лилии с оттенком розы, высокий рост с соразмерной полнотою, кротость и доброту сердца».
Не правда ли, весьма обаятельный облик? Именно такой она предстает на нашем портрете. Русский мастер сделал вольную копию с оригинала. Несколько изменил наряд, усилил цвет зеленых бантов, приглушил сияние брильянтов ордена «Св. Андрея Первозванного». Сделал румянец ярче, глаза темнее, брови чернее. А вот взгляд, холодновато отстраненный, гордый, в портрете у англичанина Рослена, стал нежно внимательным и задумчивым, глубоким и открытым. Недаром о русских мастерах-портретистах говорено было, что они могут передавать не только «верность лица, но и нежность сердца».
***
фото: Неизвестный художник XVIII века. Копия с работы А. Рослена «Великая княгиня Мария Федоровна». ФОТО ВЛАДИМИРА ТУРБИНА