Актеров призвали сыграть спектакль на бирже труда и получать пособие по безработице
В Москве прошли парламентские слушания по инициативе комитета Совета Федерации РФ по культуре, обсуждали проект закона «О театре». Возможно, радикальная пресса промолчала потому, что выступления и Марка Захарова, и Константина Райкина, и многих их коллег ничем не отличались от речей левых. Eще бы — дело коснулось страшной катастрофы театрального искусства. Нет внятных правовых норм, и государственные стационарные театры, и антрепризные, и частные — все страдают от организационно-экономических тисков, хронического недофинансирования.
Суть ситуации отразил в своем докладе председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин. Даю изложение. Беда пришла из-за путаницы в головах чиновников, актерской и режиссерской бестолковщины, отсутствия правового сознания. Пора понять законодателям, что во всем мире есть коммерческое искусство, где делают деньги любыми способами (без государства). Eсть и некоммерческое, где нет больших денег, нет окупаемости, но оно абсолютно необходимо для здоровья нации. Оно нуждается в защите, в законах, которых в России нет. У нас не понимают разницы в статусе коммерческого и некоммерческого театра, не ведают, что такое «репертуарный» театр — великое завоевание нашей культуры, нет статуса творческого работника, не решены проблемы собственности и аренды, налогов в области культуры.
Сверху говорят — наше искусство помогает развитию демократии, формирует новую национальную идею. Счастливчиков одаривают монаршими милостями, но общая ситуация ухудшается. Чиновники и юристы не хотят разобраться со спецификой художественного труда. Унизительно низка оплата. Говорят, что для России 500 театров — много. Один театр на 300 тысяч человек! Сейчас лучше ничего не ставить, а получать пособие по безработице. Сегодня в России практически уничтожается честный творческий труд. Закон об авторском праве и смежных правах не выполняется. Нет организаций для этого и денег.
Двести лет назад итальянская опера уезжала в Россию, лучше платили. Сейчас мировая опера, балет, классическая музыка питаются за счет России. За 9 месяцев этого года из утвержденных сумм на культуру получена лишь 1 /5 часть. А ведь пока наше искусство — одна из немногих областей, конкурентоспособных в мире.
Нужны законы относительно трех уникальных ресурсов искусства — творческого потенциала создателей, защиты многовекового классического наследия, культурных традиций, материализованных в интересе населения к ценностям искусства.
Защитите свободу творчества на основе равенства государственной, муниципальной и частной собственности. Льготы по налогообложению предоставлены лишь «государственникам». Ныне стало и тут хуже. Театры освобождены только от налога на прибыль, полученную от основной деятельности. А что это такое?
Полноценное введение контрактов в практику театров оказалось невозможным. Хорошо тем дирекциям, которые освобождаются от неугодных. Государство дало обязательство обеспечить театралов квартирами и не выполняет его. Бесправие актера продолжено бесправием антрепренера. Идея «общедоступного» театра в России, рожденная у нас и оказавшая воздействие на весь мир, скомпрометирована.
Нужен рамочный (коллективный) договор между Союзом театральных деятелей РФ, выражающим интересы работников театров, с работодателями. Наш идеал — свободное сотворчество свободных людей. Марк Захаров (реплика): «Пока мы имеем остатки феодально-крепостнической системы, которую чуть подрумянили и подкрасили».
Налоги и льготы в цивилизованном мире — мощный рычаг расцвета культуры. У нас им душат. По правительственному проекту нового Налогового кодекса отметаются многие существующие льготы. Директора театров говорят, что прибылью чиновники хотят считать продажу театральных билетов (в Тюмени цена билетов не покрывает и 1/15 части расходов на постановки. — В. Р.) — Рекламные проекты театров тоже отнесли к прибыли.
В законе «О театре» надо предусмотреть права не только творческих работников, но и продюсеров, и зрителей. Создать условия для гастролей, ибо многие коллективы уже «сварились в собственном соку». (В Тюмени областная администрация помогает театрам. Летом этого года наша драма успешно гастролировала в Омске. — В. Р.). В заключение Александр Калягин сказал: «Выбор простой — или нам деградировать окончательно, или поможем российскому театру обрести лицо и подтвердить репутацию ведущего театра мира».