Смена декораций
По дороге на работу я с интересом смотрю в сторону автостоянки по улице Герцена: не установлен ли там новый щит-календарь? Мол, до новых выборов в областную Думу осталось 1460 дней…
Тихие-тихие выборы, а накал к четырнадцатому декабря все-таки достиг весьма высокой температуры. А когда начался подсчет голосов да стали информацию выдавать в час по чайной ложке, то не все наблюдатели сумели сохранить спокойствие.
Eстественно, в центре внимания оказались избирательные участки 21-го округа, где первым номером, судя по широковещательным заявлениям и фейерверкам, шел бывший кандидат в губернаторы области Сергей Атрошенко.
На заявления г-н Атрошенко не скупился. Обещал привести с собою целую команду и занять место спикера в Думе и сенатора в Совете Федерации, как написала одна из столичных газет. Команда «двухтысячников» действовала напористо, но безрезультатно. И Валентин Самойлик, и Юрий Игнатенко, и Анатолий Кононенко, и Владимир Петров, который баллотировался в городскую Думу, — все промелькнули перед нами, все побывали тут. Правда, ни одного из них не окажется «там» — в Думе.
Как я и предполагал в своей предыдущей колонке, команды Атрошенко в Думе не оказалось. И не оказалось самого Атрошенко. Уточним в интересах справедливости — едва не оказалось.
Между тем сперва Сергей Атрошенко Заметно опережал Сергея Классина, сотрудника Уральского РУОП. На 50, на 100, на 200 голосов. С каждой новой информацией разрыв увеличивался. Eдва удавалось Классину чуточку сократить отставание на одном участке, как следующий отчет углублял пропасть. И только когда пошла информация с больших участков, где голосовали по 800-1000 человек, Классин смог выйти вперед и удержал лидерство.
Думаю, что этому есть объяснение. Атрошенко взял голоса всех, кто собирался его поддержать. Это значительная, но ограниченная группа людей. Чем больше избирателей приходило к урнам, тем меньше оказывалась доля желающих видеть депутатом бывшего банкира.
…Молодой математик рассказывал о теории вероятностей. И ставил свой велосипед против рубля, что немыслимо такое стечение обстоятельств, при котором мимо окна пройдет несколько сот мужчин и ни одной женщины. Но раздались звуки оркестра — и по улице прошла воинская колонна…
Подсчет голосов по 18 округу близился к концу. Доктор Кашуба — свыше 19 процентов голосов, проректор Чеботарев -18,4%, президент Ассоциации офицеров запаса Загорчик -18,04. Но тут прибыли списки из ТВВИКУ. Загорчик финишировал первым с отрывом почти в тысячу двести голосов.
Вообще, вот такие «мобилизационные ресурсы» неплохо используются теми, кто знает, как ими пользоваться. Что такое свобода волеизъявления в воинских частях и полувоенных учебных заведениях? Как говорится, есть вопрос…
Кого мы не увидим среди депутатов Думы? Журналистов. Они смогут лишь присутствовать на ее заседаниях, будучи аккредитованными. А ведь баллотировалось не то семь, не то восемь — Васильев, Горбачев, Кононенко, Матейкович, Петров, Самойлик, Третьяков…
Давно ли на глазах у всех совершался мощный прорыв масс-медиа во власть? Народные депутаты 1989 и 1990 годов… В Тюменском областном совете созыва 1990 года было не меньше двух десятков журналистов… Что-то поблекло в нашей профессии? Или дело в конкретных фигурах?
Пожалуй, нет. Изменилось отношение общества к журналистике. Исчез ореол независимой журналистики, основного рычага перестройки. Сегодня российские средства массовой информации заняли привычную обслуживающую нишу — как во всем мире. Мало шансов получить мандат доверия избирателей только в связи с принадлежностью к этой профессии.
Eсли говорить о журналистике, то еще подлежит изучению отрицательная роль газеты «Тю-мень-2000» в избирательных кампаниях Сергея Атрошенко. Я оценил бы этот фактор одним словом — пересолили. Обратите внимание, читатели, как правило, не затруднялись анализом текстов, не подвергали сомнению каждый сообщенный в них факт. Их отталкивала не информация, а тон, скорее визг, с которым все это излагалось. Нормальных избирателей не могла не коробить оскорбительная, эпатажная манера публикаций, вульгарные заголовки, которыми их призывали под знамена «Тюмени-2000».
Впрочем, смею предположить, что все это уже в прошлом.
Правда, возникает, как сказал один из политиков новой волны, проблема формирования нормальной оппозиции. Не лобби -газового или милицейского, а именно здоровой и полезной, как санитары леса, оппозиции.
Eсли рассматривать новую Думу в целом, то она, на мой взгляд, несколько полевела. Появились депутаты, тяготеющие или тяготевшие к КРО. В ней стало больше зависимых от мощных структур депутатов (Газпром, я думаю, сможет контролировать не менее шести мандатов). Зато стало меньше интеллигентных людей — учителей и врачей, чистых политиков.
Из прежнего состава сохранили свои кресла лишь Николай Барышников, Владимир Юдин и Александр Черепанов. Избран Юрий Конев, зам. губернатора Тюменской области. Виктор Палий, скандально известный нижневартовский «генерал». По-моему, нет банкиров, нет людей свободных профессий. Возможно, Дума станет более компетентна в конкретных вопросах и слабее в законотворчестве. Немало интересного обещают и выборы председателя Думы. Как стало известно, ямальские лидеры уже начали попытки консультаций с депутатами от юга.
Но не станем заглядывать за театральный занавес. Подождем.