X

  • 26 Декабрь
  • 2024 года
  • № 143
  • 5642

Старые стены

10 лет назад в Тюмени открылся новый музей — в Церкви Петра и Павла, — тогда он назывался Музей истории города. Для тех, кто до сих пор не знает о его существовании, сообщаю: находится он в церкви с зелеными главами на территории Троицкого монастыря, за Тюменкой (или в Затюменке, что-то я забыл, как у нас говорят).

Но есть другие, посвященные, и их, наверное, больше. Кто-то настолько привык к существованию музея «Церковь Петра и Павла», что считает, будто он был всегда. Кто-то помнит, как зияли дыры в куполах церкви и мальчишки гоняли там голубей. Кто-то вспоминает субботники 1986, юбилейного для Тюмени года.

А есть ещё и те, кто бывал на службе в Петропавловском храме в начале 1920-х…

Выставка «Ремёсла и промыслы Тюмени» открылась 28 января 1988 года. Тюменцы узнали тогда, чем славился их город в конце XIX — начале XX веков. Оказалось, есть в Тюмени не только то, за что ее не любим и ругаем, но и то, чем можем гордиться — её прошлым, её мастерами: резчиками, литейщиками, гончарами, кожевенниками, ковровщицами и т.д. Слава о тюменских колоколах, коврах, кожах перешагнула не только границы города, губернии, но и страны.

О Тюмени знали в Англии и Польше, Париже и Брюсселе. А нефти тогда ещё «не было».

Спустя полгода открылась вторая экспозиция — «Из истории христианства в Сибири». Сам факт создания этой выставки переоценить невозможно. Это было незаурядное явление в культурной жизни города и края. По словам митрополита Волоколамского и Юрьевского, председателя издательского отдела Московской Патриархии Пити-рима, это была лучшая экспозиция в стране, созданная к 1000-летию Крещения Руси. Музей впервые открыл забытые для большинства тюменцев страницы истории православия. Многие наконец-то получили возможность познакомиться с замечательными произведениями сибирской иконописи, золотого шитья, декоративно-прикладного искусства, рукописными и старопечатными книгами. Сотни людей именно в этом музее впервые услышали колокольный звон и русские духовные песнопения, узнали о православных таинствах, Музей просвещал и верующих и неверующих. Очень часто сами священнослужители приходили сюда за информацией, консультацией, советом. Именно здесь, в музее, они впервые услышали, к примеру, о Филофее Лещинском, выдающемся сибирском церковном деятеле (XVIII в.), имя которого на десятилетия было забыто нашим духовенством. Благодаря музейщикам вернулось родное, историческое имя церкви на Парфёновском кладбище, которую в 1988 году ошибочно назвали Петропавловской, а она называлась Трёхсвятительской — в честь трёх святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Это было замечательное время, когда между музеем и церковью не было противоречий. И создатели выставки, и Архиепископ Омский и Тюменский Феодосии были движимы общей идеей — просвещать. Eжемесячно музей «Церковь Петра и Павла» совместно с хором Знаменского кафедрального собора Тюмени проводил вечера, посвященные православным праздникам. Позднее аудитория музея расширилась с помощью радио, телевидения и прессы. Музейщики вместе с «Тюменским комсомольцем» первыми поздравили читателей с Рождеством (на год раньше, чем все другие средства массовой информации, и задолго до официального объявления 7 января всероссийским праздником), после были Сретенье, Масленица, Пасха, Троица,. Кстати, первые телевизионные трансляции пасхальных богослужений (а потом — в честь юбилея Тобольской семинарии, по случаю приезда патриарха Алексия…) — это тоже частично заслуга музея: закадровый комментарий происходящего в храме торжества делал в прямом эфире научный сотрудник.

На счету музея телевизионный альманах «Лад», цикл передач «Храмы Тюмени», тысячи экскурсий по музею и по городу, сотни лекций. Я поймал себя на мысли, что всё, о чём я говорю, похоже на «творческий отчёт перед народом». Но музеи в последние годы так часто ругают, и не всегда справедливо, что, думаю, хотя бы в честь юбилея можно немножечко и похвалить, тем более есть за что.

За десять лет жизни выставок их посетили сотни тысяч людей разных возрастов, профессий, социального происхождения. Отзывы о посещении «Церкви Петра и Павла» оставили Eлена Камбурова, Александр Солженицын, патриарх Алексий, митрополит Питирим, Великие княгини Леонида Георгиевна и Мария Владимировна… Кроме постоянных выставок за 10летбыло подготовлено четыре десятка временных: «Тюмень деловая», «Плат узорный», «Тюменские модницы», «Чувашский костюм», «Храмы Тюмени», «Медные изделия XVIII века», «Русский самовар», «Из истории тюменского пароходства», «Из истории книгопечатания», «Тобольская резная кость» и много-много другого. Постоянную прописку получили в музее школьники. Каждый год те, кто учится в первых-третьих классах тюменских школ, знакомятся с музеем по разработанной специально для них программе. Многие учителя полюбили здесь проводить музейные уроки по истории.

После завершения строительства музейного комплекса на улице Советской музей в церкви Петра и Павла прекратит своё существование. Наверное, это историческая неизбежность.

Хотя жаль… Потому что я уверен: ничего подобного в новом музее создать, увы, не удастся. Музей должен сначала «состариться», повзрослеть (я имею в виду — стены), чтобы стать интересным собеседником. Eсть какая-то особая, необъяснимая магия в старых стенах…

Юбилей, праздник — хороший повод, чтобы вспомнить и сказать добрые слова всем: директору ТОКМ Татьяне Михайловне Исламовой, первой заведующей, автору и руководителю творческого коллектива — Наталье Иосифовне Хановой (ныне — заместитель председателя Тюменского отделения Российского фонда культуры). Создатели помнят, как непросто, как трудно делалась экспозиция — работали до 10-11 вечера, без выходных, а потом — бессонные ночи (ночью, как известно, приходят самые выдающиеся идеи!). Но, положа руку на сердце, каждый из тех, кто трудился тогда в Церкви Петра и Павла, может сказать: это было счастливейшее время в их жизни. Спасибо времени и спасибо им, научным сотрудникам и соавторам: Светлане Владиленовне Смирновой, Валерию Александровичу Чупину, Наталье Васильевне Воиновой — нынешней заведующей филиалом, художнику Борису Павловичу Трофимову, его юному ассистенту Антону Шевченко, всем-всем -энтузиастам, смотрителям, сторожам, завхозам, шоферам, электрикам, сантехникам, часовых дел мастеру, всем сдатчикам,,, да разве всех перечислишь, в общем, всем, кто по долгу службы или бескорыстно добывал, приносил, созидал и поддерживал «огонь» в этом Доме.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта