Бедные родственники
Плевки в сторону чековой приватизации уже высохли. Многие давно махнули на акции своих чековых фондов. Но кто-нибудь нет-нет да вспомнит и спросит риторически: а чего там (в фонде), интересно, происходит? Задавшись целью получить ответ, я обошел несколько тюменских ЧИФов. Руководители отвечали охотно, иногда даже откровенно. Поскольку речи иллюстрировались жесткими примерами из практики, которые перепроверять времени не хватит, я решил отойти от конкретики, сосредоточившись на всеобщем.
Обывательское представление о полном провале чековой приватизации, по сути, ложно. Да, обещание «каждому по «волге» осталось бессовестным обманом или красивой легендой — это как кому угодно. Однако фонды в большинстве своем сработали как задумывалось, действительно набрав акции самых разных предприятий. Другое дело, что пользы от акций — никакой.
Во-первых, руководство предприятий оказалось совсем не заинтересовано в акционерах. Представителей ЧИФов и стоящих за ними «ваучерменов» называли и называют нахлебниками. Притащили, мол, свои бумажки и требуют делиться живыми деньгами.
Во-вторых, ЧИФы не смогли заполучить пакеты желаемой величины. Даже тот жалкий максимум в 10% от общего числа акций (больше не разрешает закон) достать было практически невозможно. Дело в том, что с началом всеобщей приватизации директора и иже с ними принялись грести под себя. Акции работников стали предметом охоты и перекупались всевозможными способами. Вмешаться в процесс ЧИФы смогли не сразу. Сделки с акциями регистрировались поначалу на самом предприятии. Разумеется, директор мог в любой момент выяснить, что замышляют потенциальные соперники. Ра-ботника, намеревающегося продать акцию ЧИФу или кому-нибудь еще, приглашали на недолгий разговор. Пара-тройка стандартных угроз — уволим, срежем зарплату, — и акция уплывает к начальнику. Независимые регистраторы сделок возникли слишком поздно, когда пакеты были практически сформированы.
По данным опроса тюменских ЧИФов, случаи, когда фонд владеет 10% акций предприятия, -единичны. Большинство пакетов — от 0 с чем-то до 5 процентов. О каком управлении можно говорить? А если «нулевой» пакет размещен на иногороднем предприятии, то туда не имеет смысла и ездить — дороже встанет дорога.
От участия в управлении ЧИФы всячески устраняют. Представитель фонда переступает порог предприятия в качестве бедного и никому не нужного родственника. Вот какую типичную картину рисует директор одного из тюменских ЧИФов: «В зале огромная толпа рабочих, а в переднем ряду сидят несколько «черных». Но у каждого из этих «черных» -. по большущему пакету акций. Поговорить с ними невозможно: косят под дурачков. Однако, как только начинается голосование, оказывается, что они прекрасно во всем разбираются». И со вздохом итожит: «Что делать — совковые директора никогда не имели хороших денег. Сейчас им немножко дали их подержать, и они уже готовы на все».
Eсть предприятия, где на место прежнего руководства пришла откровенная мафия. Тут разговор короткий — пистолет в бок и «отдавай наши акции». Так, например, произошло на одной из уральских кондитерских фабрик. (И надо же: именно в этот момент фонд «Доверие» пытался получить на фабрике партию конфет по льготной цене. По вине новых хозяев сделка сорвалась).
Законный дивиденд можетбыть выплачен лишь с прибыли. Но, увы, предприятия мастерски скрывают успехи. Руководство научилось поощрять себя и рабочих, не формируя прибыли. Умудряются работать в убыток и те, мо торгует. Например, у какого-нибудь УРСа может иметься с десяток филиалов на Севере. Смотришь баланс, а там -сплошные минусы.
Многие предприятия сдают площади в аренду. (Замечательная фраза одного из моих собеседников: «Директор сдал все площади, и теперь коммерсанты держат его за сторожа»). Кажется -вот где голимые барыши. Ан нет — прибыли не наблюдается, хоть ты тресни. В принципе, такие штуки легко проверить, пригласив аудитора. Но ловкачи придумали замечательный маневр. Налоговая разрешает не проводить аудиторскую проверку, если у предприятия нет на это средств (аудитор стоит недешево), А по бумагам-то фирма почти банкрот. Вот и получается заколдованный .круг.
Самые крепкие фонды, освободившись от статуса ЧИФа (и, соответственно, от всех ограничений) и став просто инвестиционными обществами, возобновили борьбу за контроль над предприятиями. По словам руководителей «Приватинвеста», они добились- пакета, близкого к контрольному, на одном из заводов Оренбурга (какого — ни в какую не говорят). Политика инвестора такова: требуются предприятия нефтегазового и строительного комплексов. Почему — ответ очевиден. Туда не нужно делать крупных вложений, а доход велик и скор. Во все остальное деньги вкладывать просто боятся.
Основным направлением работы фондов, по словам их работников, остается биржевая игра на курсе акций. Говорят, что на Западе признаком успеха является 100-процентное, по итогам года, обновление активов. Нашим до этого пока далеко. У многих ЧИФов мертвым грузом лежат акции, точнее бумажки, АВВА, ОЛБИ-дипломат и т.д.
В ЧИФах и бывших ЧИФах, ныне инвестиционных компаниях, отмечают возросшую активность рядовых акционеров. Во-первых, люди стали чаще жаловаться в органы. Так и пишут в заявлениях: нас надувают, помогите. Во-вторых, отмечены попытки внедрить кандидатуры «от народа» в советы директоров. В одном из ЧИФов о таком случае рассказывали с таким трогательным пафосом, что мне стало смешно. Разумеется, кандидата провалили, не допустив даже до голосования — придрались к какому-то бумажному моменту.
Безусловно, акционеры уже являются для руководителей ЧИФов обузой. В беседе один из директоров допустил любопытную оговорку. Типа: зачем зарабатывать деньги, если все уйдет тупым чиновникам да этим… И осекся. Были бы крупные держатели пакетов, был бы другой разговор. А когда у людей по паре акций — это просто толпа, причем легко управляемая.
***
фото: