Не бывает напрасным прекрасное
Когда попадаешь в мастерскую художника Михаила Гардубея, возникает какое-то странное чувство. Чувство жизни, наверное. Картины — яркие тона, черты вечернего города, весеннего леса, блестящие от утренней росы купола храмов и нежные формы обнаженных женщин. Художник не может не замечать красоты, которая каждый день окружает его. Михаил Михайлович вспоминает, как в детстве у него не было красок и приходилось рисовать чем придется. «Все родственники знали о моей беде и старались доставать мне акварель». Потом было ужгородское училище искусств, где юный Миша учился у профессиональных художников. Вспоминает, как у родителей не хватало денег, чтобы дать ему на еду, и они давали сало. Другие ребята тоже сало привозили из дома. И столько сала того было, что печку им топили.
После училища он мечтал поступить во ВГИК и даже умудрялся попадать туда на лекции, правда, очень оригинальным способом: ребятазакрывали его на балконе, рядом с залом, где’ шла демонстрация фильмов. И Михаил Михайлович оттуда смотрел все фильмы подряд, которые показывались для будущих режиссеров, сценаристов, актеров. Тогда он и влюбился в творчество Феллини. «Вот он настоящий художник, а не я».
О недавно прошедшей персональной выставке в Германии говорит: «Рассказывать мне особенно нечего. Собрались немцы, смотрят на меня, тычут пальцами в картины. Вижу — нравится. А по-ихнему я ничегошеньки не понимаю. Жена — профессиональный переводчик, а переводить отказывается, говорит, что восторги она передавать мне не будет. Другой раз попрошу другого переводчика…». t
В колледже искусств, где Михаил Михайлович преподает уже мно-о-ого лет (сколько именно, он и сам в точности не припомнит), студенты его обожают. Когда в начале года им объявляют, какой преподаватель будет вести у них тот или иной предмет, то Михаила Михайловича встречают аплодисментами. Но Гардубей не углубляется в эту приятную тему и …переводит разговор на натурщиц. «Eсть у нас в колледже Любочка. Вы бы ее видели! Какая фигура, какие черты… Женщину нельзя плохо нарисовать. Она так прекрасна! У каждой есть свое, неповторимое. И найти это, а потом отобразить на полотне — ни с чем не сравнимое удовольствие. Женщина — она… женщина. И это самое совершенное, что есть на Земле».
Но не только женщины становятся героинями его работ. Eсть любимый образ — Дон Кихот, есть Иисус Христос, большие кресты Голгофы и люди в масках. «Я таким вижу этот бренный мир, — говорит Михаил Михайлович. -Многие говорят, что время изменилось, что люди стали хуже. Нет, это неправда: Люди всегда остаются людьми. Вот то, что от многих ушла молодость, — это факт. Мне скоро пятьдесят. Только я ни капельки не чувствую себя старым. Нет. Да и как можно это ощущать, если каждую зиму падает снег, каждое лето -дождь. Eсли каждый день всходит и заходит солнце… и знать, что все это в природе делается и для тебя тоже, и чтобы стареть после этого? Никогда!!!»
***
фото: