Призраки прошлого в областной Думе
Eсли бы в зале областной Думы, которая собралась на свою вторую сессию в четверг, висел барометр, то он, скорее всего, показывал бы на «пасмурно».
Хотя внешне мало что предвещало непогоду. Дружно сидели за главным столом спикер Корепанов с тремя заместителями и тюменский губернатор Рокецкий. Перешучивались ямальский губернатор Неелов и депутат Госдумы Райков. Аплодисментами приветствовали депутаты предложение вновь поддержать кандидатуру Эрнеста Валеева на посту областного прокурора…
А в воздухе пахло грозой. И периодически поблескивали молнии — разность потенциалов между Севером и Югом, несмотря на бесконечное количество деклараций о взаимной любви и дружбе, сохранялась.
Eсли у кого-либо из присутствующих от этого заседания сохранилось другое впечатление, я — пас. Но пишу о том, что сам чувствовал, что замечал, что улавливал — даже не в словах, а в интонациях.
Конечно, от этой темы — противостояния частей территории, объявленной Конституционным судом единой и неделимой, — устали все. Устали, но не переболели. И, как мне кажется, еще не исчезли причины, которые привели к противостоянию. А причины, как вы понимаете, решением Конституционного суда не ликвидируются.
Отступление первое… Днем раньше я побывал в Москве, на заседании городской Думы. Там тоже проходил водораздел, и там сталкивались позиции, взгляды, и там один из депутатов тихим голосом безоговорочно заявлял, что «за такой вариант документа голосовать не будет». Но фразы были корректны. Никто, как бывало у нас, не обещал спикеру «настучать по лысине», хотя лысина председателя имелась в наличии. Никто не предлагал соседям по Думе «провести ликбез» и не слышал в ответ, что «кто-то здесь не умеет читать»… Я уже не говорю о том, как в Тюменской Думе депутаты то и дело обвиняли друг друга… во лжи.
Причем по самым малозначительным поводам. Например, дали им какие-то документы или нет? Eздил кто-то по «партийным делам» в Ишим или нет? Да-а, Тюмень, конечно, не Москва… А потом один из приглашенных потребовал от одного из депутатов извинения — буквально! — «за развал области».
Схватки возникали по всякому мало-мальски задевающему хоть одного избранника, хоть целую группу поводу. И в связи с нежеланием губернатора платить пенсионерам-госчиновникам 80 процентов от их служебного оклада. И в связи с желанием Думы завести собственное хозяйственное управление, без которого «Дума не может нормально функционировать». Губернатор пытался как-то убедить, что Думе лучше сосредоточиться на законотворчестве, а канализацию пусть ремонтируют службы администрации. Но депутат Асеев сказал, что и лампочки в Думе светят тускло, и телефонная связь «никакой критике не подлежит». Проголосовали. Словом, разделение властей вплоть до носков. Или, как удачно сказал пролетарский поэт, «последняя рубашка пополам будет порвана».
Отступление второе. Я думаю, что новому составу Думы тоже еще многому предстоит научиться. Например, тому, что разные газеты будут писать о Думе по-разному. И что это — нормально. (Правда, злоехидная «Т-2000» куда-то растворилась, а один из ее закоперщиков Валентин Самойлик теперь служит в Ямальской информационной корпорации и, вероятно, сохранит лояльность бывшему главе Думы Ямала).
Кстати, о спикере. Я думаю, что Сергею Корепанову стоит обратить внимание на свою скороговорку. Eсли только он, конечно, не ставит задачей специально запутать журналистов, пишущих о дебатах. Иной раз кроме слов «коллега имярек» ничего и разобрать нельзя. Хочу быть правильно понят и правильно понимать то, что сказано спикером.
И еще. Многие журналисты с нетерпением ждали обсуждения вопроса о газете областной Думы. Обсуждение отложили. Но, говорят, что над «Тюменским известиями» сгущаются тучи. Что на заседании трех Дум г-н Собянин, председатель ханты-мансийского парламента, заявил об отсутствии у газеты авторитета в округе. И потому, мол, надо делать совсем новое издание. Поскольку г-н Собянин, скорее всего, газету никогда не организовывал, хочу ему подсказать, что дело это очень трудное. Никто не предскажет: станет ли новинка более авторитетным изданием или останется думской игрушкой? Может быть, лучше поискать какой-то компромисс?
И грянул гром. Так, из-за пустяка. На том самом месте, где заседание закругляется. Неожиданно выяснилось, что накануне две северные Думы приняли некий документ — предложения в Федеральный закон об отношениях областей и автономных округов. И теперь Думе областной было предложено присоединиться. По словам депутата Юрия Конева, это не что иное, как попытка ревизовать решение Конституционного суда РФ, признавшего, что территории и население наших округов входят в Тюменскую область. Депутат сказал, что это «далеко идущие планы».
Депутат Чугунов, напротив, утверждал, что «никакого сепаратизма нет» и возмущался «недоверием северянам».
Депутат Черепанов блеснул хорошей памятью и быстро перечислил все проступки Севера, который сделал все, чтобы разрушить единство области.
Депутат Юдин предложил «уважающим регламент депутатам» устроить обструкцию голосованию.
Губернатор Рокецкий, который редко бывает таким миролюбивым, как на этот раз, едва ли не журчал. Напомнил депутатам, что они давали клятву служить населению области. Взывал к чувствам и разуму…
Депутат Артюхов, сменивший Корепанова на ямальском посту, заверял, что всегда будет «за то, чтобы округа входили в состав области»…
Тем не менее настояли на голосовании. Зал затих. Звякнуло табло: 11 — «за». Не хватило одного голоса. Четверо — не голосовали. Поэтому депутат Митрофанов пытался настоять на повторном голосовании. Eго предложение собрало еще меньше — десять.
А мне почудилось, как призраки прошлого года, призраки конфронтации скреблись у дверей. Но им не открыли.