Спокойная красота
5 февраля исполнилось 60 лет со дня смерти живописца Сергея Арсеньевича Виноградова. Педагог, автор многочисленных жанровых картин, интерьеров, портретов, книжных иллюстраций и просто обаятельный, красивый человек, он был любим современниками и не должен быть забыт потомками.
Сергей Арсеньевич родом из города Большие Соли Ярославской губернии, а последние годы жил в Латвии, занимался педагогической деятельностью. Умер в Риге. Eго учителями в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были В. Д. Поленов, В. E. Маковский, И. М. Прянишников, E. С. Сорокин. В Академии художеств учился у Б. П. Виллевальде и К. Б. Венига. Сам С. А. Виноградов начал преподавательскую деятельность в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве с 1898 г. Награды за свои удивительные полотна, подкупающие современников особой умелой композицией и передачей атмосферы умиротворенности, настроения, начал получать, будучи еще учеником. Это большая серебряная медаль за картину «Лошадиный барышник» («Корчма на шляху») и звание классного художника. Малую золотую медаль получил в 1909 г. на международной выставке в Мюнхене за картину «Летом».
Он был активным участником товарищества передвижников (ПТХВ) и председателем организационного комитета передвижной выставки русского искусства в Америке. После выхода из товарищества Виноградов стал вдохновителем и учредителем «Союза русских художников», творческого объединения, возникшего в 1903 г.
Сергея Виноградова любили современники и друзья, его произведения пользовались хорошей оценкой и у первоклассных мастеров, и коллекционеров, и у простого народа.
Например, в письме М. В. Нестерова другу, архивариусу Русского музея, есть слова: «Вотты на Союзе испытал тяжелые минуты — поколебалась твоя твердость, стал одолевать тебя враг рода человеческого — купить или не купить пейзаж Виноградова… сотворил крестное знамение — оставил тебя лукавый, вернулся ты домой цел и невредим, без пейзажа… А бес стал приставать к самарскому купцу-мукомолу, а тот купец не выдержал — купил пейзаж…».
Да, действительно, кто мог выдержать прелесть, соблазн иметь картины Виноградова — не только купцы самарские, и в Америке его покупали.
Во многих музеях России его небольшим полотнам отдают особое предпочтение. Лестно знать, что и в тюменском музее изобразительных искусств есть несколько его картин, находящихся в постоянной экспозиции. Они относятся к периоду выхода живописца из состава передвижников. Картина «Охотник с лыжами» (1912) — пример этюдной подачи мотива, особого состояния человека в окружении природы, где живописца интересовало настроение и отрешенность от каких-либо проблем рода человеческого.
Эта же умиротворенность устоявшегося быта, покой и вместе с тем какая-то поэтичность ощущаются в картине «Летний день». Сергей Виноградов любил такое особое состояние гармонии человека и природы, тихой беседы за столом или на террасе, старался часто показать и дать нам почувствовать то прелесть цветочных натюрмортов на столе в вазе, то скольжение солнечных лучей во внутреннем убранстве домов и усадеб. Eго женские образы прекрасны, задумчивы в окружении изящных вещей и особенных красок природы. Работы Виноградова необыкновенно успокаивают, они словно говорят нам: посмотрите, как хорошо, чудесно, красиво, и ради этого стоит жить.
И. Смирнова, научный сотрудник музея изобразительных искусств
***
фото: «Летний день». 1917 г.