Учитель, которого помнят
Валентина Дмитриевна Николаевская — замечательный учитель, завуч железнодорожной школы N 50 и просто интеллигентный, умный человек. Это имя хорошо знакомо тюменцам старшего поколения.
Она родилась 23 февраля 1898 года в многодетной семье священника Дмитрия Робустова, который был известен в Тобольской епархии как один из самых образованных и музыкально одаренных священнослужителей. Воспитанием детей занималась мать Александра Дмитриевна, которая получила образование в Тобольском епархиальном женском училище. Младшая дочь Галина вспоминает: «Мать не расставалась никогда с книгой». Александра Дмитриевна прекрасно знала русскую литературу и умела привить любовь к ней своим детям.
Валентина Дмитриевна, вторая дочь в семье, продолжила традиции: успешно закончила в 1916 г. Тобольское епархиальное женское училище, ей была присвоена квалификация домашней учительницы. В селах Ильинка и Коркино она не только обучала грамоте, но и приобщала учеников к миру искусства. Опера «Грибной переполох» и пьеса А.Островского «Бедность не порок», поставленные Валентиной Дмитриевной и ее старшей сестрой Марией, тоже учительницей, надолго запомнились селянам.
В Коркино юная Валя познакомилась с Михаилом Николаевским, выпускником Казанского пединститута, тоже работавшим в школе. В 1922 г. они поженились в Ялуторовске. Валентина Дмитриевна всю себя отдавала детям. Даже во время каникул водила их в лес, учила наблюдать за природой, читала стихи русских поэтов.
Но жизнь в Ялуторовске оказалась недолгой. В 1927 году Михаил Алексеевич трагически погиб. И в этом же году Валентина Дмитриевна переехала в Тюмень. С 1927 по 1933 год она работала учителем русского языка и литературы в средней школе N 1. В 1933 году ее пригласили на работу во вновь созданную железнодорожную школу N 50. Много лет она посвятила этой школе.
В.Д.Николаевскую отличало глубокое знание предмета. Подтверждением этого является умение связывать русский литературный процесс с тенденциями развития мировой литературы. В. Д. Николаевская была одним из немногих учителей города, которые обращались к произведениям Диккенса, Лондона, Гюго. Свои уроки она начинала каждый раз по-новому, с создания проблемной ситуации. Уроки-беседы превращались в обсуждение прочитанного, при этом все ученики не боялись высказать свое мнение.
Уверенность в своей значимости возникала у школьников уже от одного обращения к ним. Валентина Дмитриевна называла всех одинаково, по имени и фамилии, на «вы», независимо от учебных успехов. Журналист Наталья Бубнова, ученица Николаевской, вспоминает: «Она была очень деликатна с нами, обращалась как с равными, и мы платили ей безграничным уважением. В каждом из нас она видела лучшее. Даже «камчаточник», перебивающийся «с хлеба на квас» (с двойки на тройку), не чувствовал себя изгоем на уроках литературы».
Это уважение к любимой учительнице ее выпускники пронесли через долгие годы. Во время войны они писали Валентине Дмитриевне. В этих солдатских треугольниках нет описания боев, подвигов. В них — детали фронтового быта, впечатления о людях и природе далеких мест. А еще — просьбы сообщать о школе, о жизни тыловой Тюмени. «Сейчас пишу письмо, и в ушах моих как будто звучат ваши тихие ласковые слова, которые так надолго и глубоко западают в память» (Н.Механошин).
И уйдя на пенсию, Валентина Дмитриевна помогала начинающим педагогам, участвовала в литературной секции Дома учителя, работала общественным инспектором Министерства просвещения РСФСР. По-прежнему ее интересовало многое: она увлекалась игрой в шахматы, начала изучать английский язык. В последние годы жизни путешествовала по Волге, побывала в Китае. Молодым учителям говорила: «Живите скромно, чтобы иметь возможность путешествовать, чтобы как можно больше видеть окружающий нас мир. Кто много видел, тот много знает».
***
фото: