X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Наше прошлое полустерто

Представим себе Тюмень через сто или двести лет. Гуляющие по улочкам нынешнего «исторического центра» будут любовно созерцать потемневшие от времени краснокирпичные домики с мемориальными табличками на стенах: «Частный особняк в стиле неокапитализма. Конец XX века. Охраняется государством».

Дыхание седой старины станет навевать нашим потомкам мысли «о времени и о себе».

Кто знает, как оно будет? Хочу лишь надеяться, что потомки лучше нас сумеют сберечь то, что останется от нашей эпохи.

…Лет двадцать назад, когда я переехал с улицы 50 лет Октября на Ялуторовскую, у меня было больше свободного времени. Часто вечерами или по выходным дням я гулял по старым улицам Тюмени. Смотрел на причудливые завитки резьбы,на рельефную кирпичную кладку. Пытался угадать, о чем думали строители, кому давали приют эти стены, что они видели и слышали, о чем помнят и напоминают нам? Иногда мне казалось, что старинные здания -словно давние книги, при желании на их страницах можно прочесть прошлое.

Сегодня старая Тюмень быстро исчезает с лица земли. Кое-кто утверждает, что этому способствуют новые хозяева земельных участков, которые торопятся на освободившемся месте выстроить будущие «памятники старины». Не знаю. Куда чаще встречаю самое обыкновенное разгильдяйство.

Стоит на углу Комсомольской и Водопроводной выгоревший изнутри деревянный особняк с ободранными наличниками, провалившейся крышей. Всего-то делов — был доверен какой-то «совершенно секретной части», военнослужащие слегка загуляли, электропроводку замкнуло весьма некстати…

Двумя годами раньше сгорел красивый старый дом, который городскими властями был вверен попечению тюменского казачества. Дома теперь нет. Казачество, как утверждают в мэрии, сейчас претендует на новую жилплощадь. Извините за вопрос: до очередного пожара?

Ничего не скажут тем, кто родился сейчас, слова «серебряный дом». Eго нет, он сгорел…

Получается, что мы сами уничтожаем свое прошлое.

В начале лета 1986 года сотрудница моего отдела в «Тюменской правде» Наталья Бубнова прибежала в редакцию в смятении. Оказывается, принято решение снести памятник культуры — дом по ул. Ленина, 46: И построить на его месте какое-то вспомогательное сооружение для Главтюменьнефтегаза. Кажется, вычислительный центр. Газета вступилась. Газета помогла. Дом стоит до сих пор и даже стал приютом для общества охраны памятников истории и культуры.

А вот усадьбу по улице Первомайской, 17-21 сохранить не удалось.

Словом, сколько живу в Тюмени — редкие удачи и частые потери. Меняются правительства, и даже политический строй сменился. Меняются городские начальники и депутаты. Меняются главные архитекторы. Не меняется лишь взгляд на город, созданный руками предков, как на ничейное имущество.

С каким удовольствием я перечислил бы ответственных лиц, чьи подписи благословили двухэтажную надстройку над бывшим горсоветом (ул. Республики, 19). Кто разрешил выстроить напротив типовое здание «Тюменьгорстроя». Кто повелел снести старую «Сибирь» и украсил главную улицу города магазином «Океан»…

«Типовухи» стоят и на Дзержинского, и на Кирова. А во что превратилась бывшая Спасская, ныне улица Ленина?

Поэтому я готов смириться с новыми особнячками — все-таки разнообразие. Жаль, что за это «новое» мы платим безвозвратными потерями.

Мы стоим у одра старой Тюмени и как-будто бы ждем, когда же она испустит последний вздох. Чтобы засучить рукава и приняться за строительство. Только кто — через сто или двести лет — станет беречь и лелеять то, что создаем мы, что должно сохранять дух нашей эпохи? Ведь и энтузиазм «Региты», представившей программу реконструкции исторического центра, постепенно истаял, если не растаял совсем.

Яне хочу сказать, что никто не думает о прошлом и его сохранении для будущего. Но, цитирую документ, недавно подписанный Степаном Киричуком, «тем, кто пытается строить, мы навязываем кабальные условия; тем, кто пытается отселить людей из памятника, мы ничего не предлагаем взамен; кто взялся реставрировать, тому мы навязываем свою проектную документацию, своих авторов, свои идеи, порой небескорыстно…».

Будущее вырастает из прошлого. И когда-то оно тоже станет прошедшим. Разве не больно думать: то, что составляет вашу гордость и вашу радость, будет сломано безжалостной рукой. Неужели и через сто лет будущий мэр Тюмени обратится к горожанам с такими же словами, как и Степан Киричук: «Печальное состояние зданий, почти прекратившаяся работа по восстановлению памятников архитектуры приводят меня в состояние угнетения, болезни и отчаяния»?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта