Начался школьный «ледоход»
Все годы, пока выходит наша газета, в своих обозрениях на педагогические темы я обращал внимание учительства и властей, ученых и родителей на больные перекосы в школьной реформе. Кстати, что касается ее инновационных процессов, несомненно плодотворной гуманизации нашего образования, обновленных программ, форм и методов обучения, тут вопросов нет. Многоцветная радуга названий (колледжи, лицеи, гимназии, специальные школы и классы) не миновала и Тюмень.
Меня тоже радует, что в тюменской школе утверждаются принципы ЛОО (личностно-ориентированного обучения), разработанные в нашем Центре педагогических исследований (директор — академик РАО Владимир Загвязинский) и развитые в монографии доктора педагогических наук Николая Алексеева. Радует и то, что, подобно свежему ветру, в школу ворвались новые науки XX в., многоликие представления о нашем мире.
Но в фанатической преданности новому предмету в школьном расписании наши обновленцы-энтузиасты не хотят помнить, что реальное учебное время не сжимается. Перегрузки достигли немыслимых величин, здоровье наших детей все хуже и хуже. И не только по причине плохой социальной базы экономических реформ, задержек зарплаты, падения производства. Многие учителя «заразились» рефератоманией, бесконечными тестами и бездумным переносом в школу вузовских учебных форм — семинаров, коллоквиумов и практикумов. Психофизиологические и интеллектуальные пределы каждой возрастной группы для учебной деятельности школьников, по мнению медиков, сегодня превышены на 20-30 процентов. Провести коррекцию на региональном уровне позволяет российский закон об образовании. Тут не надо дополнительных финансов, достаточно пересмотреть программы и учебники, умно сманеврировать…
А пока школьный день — кошмар для детей. Знаю один восьмой класс в нормальной средней школе. Ребята, которые настроены учиться хорошо, встают в семь утра, до двух» дня учатся. Возвращаются домой и… засыпают до вечера. Ужинают и до 11, а то и до 12 ночи делают уроки. Не давно хоть суббота для детей была свободна, но пришел циркуляр из Москвы, и она опять стала учебным днем. Никакого просвета…
И все-таки — лед тронулся. В начале 90-х годов научно-исследовательская группа тюменских и окружных медиков и валеологов, физиологов и учителей добилась одобрения властями Тюмени, Ханты-Мансийска и Салехарда специальной программы «Безопасностьжизнедеятельности человека в Западной Сибири». Возглавил коллектив доктор медицинских наук, профессор, проректор Тюменского госуниверситета по научной работе Владимир Соловьев. Eму и коллегам удалось доказать, что в нашем регионе с особыми биоклиматическими и природными условиями среды обитания сформировалась новая популяция человека как биологогенетического стереотипа.
У нас, и особенно у северян, особым образом работают адаптационные (приспособительные) механизмы, особенно в процессе выживания в экстремальных условиях, когда нужен совсем иной, чем в других краях, «расклад» витаминов и медиаторов (посредников в обменных реакциях), ферментов и микроэлементов… Программа, как и любая другая, страдает от недофинансирования, неувязок и невнимания на местах, но научная ее часть, практические рекомендации выполнены безупречно. Eсть несколько точек на карте области, где и власти, и население восприняли новые научно-практические разработки. Одна из них — Когалым.
Здесь в средней школе N 1 (директор заслуженный учитель РФ Лилия Липина) практически всю свою деятельность перестроили в духе соловьевской программы. Действуют комплексно, целенаправленно и постоянно. Лишь за последние два года общий уровень заболеваемости учеников снизился в 2 раза! А вот в стране он продолжает расти…
Начинали в Когалыме с давних школьных врагов здоровья — гиподинамии (малоподвижного образа жизни), нарушения осанки, авитаминоза… Город пошел на то, что в штатном расписании вместо 3-х учителей физкультуры появилось 13.Практически все учащиеся занимаются в 72 спортивных секциях, устраивают водные праздники в своем бассейне.
Детская наркомания и прочие «прелести» нового времени, агрессивное поведение подростков здесь отступаются от школьников. Аэто начинает влиять и на семейную атмосферу. Для тех, кто вдруг заболел, в школе есть свой лечебно-профилактический комплекс. С детьми всегда вместе не просто школьные психологи, а психофизиологи с валеологической подготовкой. Уже 8 лет их готовят на кафедре физиологии Тюменского госуниверситета, которой заведует Соловьев.
Недавно он как научный куратор СШ N 1 вместе с директоратом пошли на главное — изменили структуру учебного процесса, не нарушив государственных образовательных стандартов. Для Когалыма определили временные пики (осень-весна), когда юный организм более всего страдает от депрессий, минимума энергии в иммунной системе. В такие недели в СШ N 1 учебная работа школьников строится в особом (мягком) режиме. Ребята больше занимаются искусством, художественно-литературными программами, много двигаются и соревнуются. Самое интересное — потом они быстро «догоняют» учебные программы по трудным предметам.