X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Михаил Гардубей разменял свое золото на берегах германского Эмса

Недавно вернулся домой из Раудерфена — германской городской общины в земле Нижняя Саксония — наш известный художник Михаил Гардубей. Именно там с огромным успехом прошла его юбилейная персональная выставка, ведь в текущем году живописцу и монументалисту исполнилось 50 лет. В ратуше и галерее доктора Вольфганга Фонгта были показаны 124 работы Гарду бея. Прозаически просты и понятны причины, почему такое событие миновало наш город. Весь в долгах, как в шелках, местный Союз художников не в силах осуществить подобный проект. Художник родился в Закарпатье, учился живописи в Ужгороде, членом СХ России стал в 1980 г. Преподает в нашем высшем колледже искусств и не просто поддерживает самые дерзкие искания молодых, но и сам много работает в полиметафорическом стиле.

Неповторимые черты полотен мэтра еще можно увидеть в репродукциях, помещенных в альбоме-монографии «Новое искусство Тюмени» (1996). Увы, немало картин Гардубея, его пейзажей, жанровых вещей и портретов, произведений на библейские сюжеты сейчас находится в частных собраниях России, США, Англии, ФРГ, Австрии…

Германия пригласила нашего мэтра еще и потому, что Нижняя Саксония заключила с Тюменской областью договор о сотрудничестве на региональном уровне.. Многие вещи художника последнего времени раскуплены, украшают иностранные залы. Такова судьба «Котлована», написанного по мотивам социально-философской и трагической повести Андрея Платонова. Этапным стал и палип-тих (пять картин на один сюжет) «От эшафота до трона», «Черный ангел», «Противостояние», «Диктатор и солнце», «Вопрос». Здесь Гардубей поднялся до историософских высот, вынес собственный приговор тем давним началам человеческой истории, которые «привязывают» так называемые сильные фигуры к маятнику. От трагедии до комедии и обратно. От маниакального обладания властью и людьми до бессмысленного уничтожения миллионов. От незаметного ефрейтора до страшного диктатора, пытающегося и солнце подчинить себе. А под всей этой суетой — красивый черный ангел, знак нечистой силы, то ли от скуки, то ли от желания поиграть в эти сильные фигуры на нашей земле, добавив нам боли и страданий. И все же остается вопрос, обращенный к молчанию Неба, и надежда, что грянет гром, поразит нечестивое…

Работы Гардубея есть в нашем музее изоискусств. Было бы их больше, если позволяли бы финансы. Но все-таки в свой юбилейный год художник выставился в Тюмени, где он живет и работает с 1968 г. Шесть его полотен очень интересно смотрятся на выставке «Запретный плод», которая открыта до 20 июня с.г. Eще ее называют выставкой эротического искусства. Но в стране человеческой любви свою нишу занимают и красота, и гармония. Дар высший не просто «трудов сладких нег» и удовлетворения страсти, но и редкостные ощущения нежного трепета и ласки, полнота всех одухотворенных чувств, путешествие к «Древужеланий» (1993), к которому и зовет нас Михаил Гардубей… А рядом с этим деревом расположилась странная компания («Завтракна траве»). Сидят фигуры, и стол накрыт… травой, уже попользованной «едоками» этого абсурда нашего бытия. Красота, возможно, и спасет этот мир. Но надо поторопиться, пока отдельные несознательные граждане, будучи наедине с природой, не «пожрали» бы все вокруг до последней точки на теле натерпевшейся от людей Матушки-Земли.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта