Московский след
Москва-Тюмень
С тех далеких времен, когда Москва стала столицей, она крепко держала в своих руках всю жизнь провинций. Без разрешения московских чиновников в провинциях не могли ни гвоздь забить, ни что-либо построить.
В Тюмени, например, по распоряжению Москвы завели ямскую службу, но ямщики создали невероятную тесноту в Тюменской крепости. И опять же только с разрешения Москвы ямщики выселились за реку Тюменку и построили Ямскую слободу. И это только пара примеров, а им несть числа в истории нашего города.
Московский диктат сказывался и в названиях многих провинциальных мест: их называли в честь Москвы и ее частей из подобострастия или уважения. Такой «московский след» есть и в Тюмени. «Московские» названия стали появляться здесь с середины XVIII в. Первым был Модковский тракт.
Сибирский тракт
В 1733 г. правительствующий Сенат при императрице Анне Иоанновне решил пробить через всю уже присоединенную к России Сибирь дорогу — Сибирский тракт.
К 1735 г. спроектированную дорогу промерили и поставили 10 тысяч верстовых столбов высотой 3 м. При Петре I в России установили версты длиной в 500 саженей (1065 м) вместо прежних 1000 (2130 м). С начала XIX в. вдоль основных дорог государства Российского начали устанавливать верстовые столбы, раскрашенные черно-белыми полосами. Пятисотсаженная верста сохранялась в России до 1918 г., когда была введена метрическая система мер, а верстовые столбы заменили на километровые только в 1929 г.
Участок Сибирского тракта от Eкатеринбурга до Тюмени начали строить в 1735 г. по распоряжению тогдашнего начальника уральских заводов В.Н. Татищева. Перед этим геодезист Куроедов провел съемку трассы, составил план и смету работ.
В 1755 г. по тракту уже возили почту, а в 1763 г. открыли для общего движения. Тогда же разрешили ездить в Сибирь любым путем, а не только через Верхотурье, как было раньше. С тех пор тракт стали называть Сибирско-Московским. Когда ехали на восток, его называли Сибирским, когда ехали на запад — Московским.
Московский тракт обошел Тюмень стороной, с юга, вокруг ее глубоких и крутых оврагов, и пересек только речку Тюменку в ее верховьях. Первым тюменским строением, которое видели приезжающие из России, был тюремный замок, построенный в начале XVIII в. за городской чертой на пустыре.Вскоре напротив замка на другой стороне тракта построили пересыльную тюрьму, и получился оригинальный въезд в первый сибирский город: своего рода тюремные ворота — слева тюрьма, и справа она тоже.Так было до декабря 1907 г., когда тобольский губернатор Гондатти прислал тюменскому городскому голове А.И.Текутьеву письмо, в котором предложил перенести дорогу в другое место, чтобы она не разделяла надвое тюремные владения. Через оживленную дорогу приходилось ежедневно возить арестантов из одного корпуса в другой, были случаи побегов и погонь со стрельбой, от которой только случайно не пострадали невинные обыватели города.
12 декабря 1907 г. городская дума собралась и решила просьбу губернатора положительно: Московский тракт был перенесен туда, где теперь находится улица Мориса Тореза.
Улица Московская
Eще в середине XIX в. часть Тюмени, расположенная между железной дорогой Тюмень-Омск и учреждением ИЗ 68/2, называемом в городе «тюрьмой» (это объединенная в 1907 г. территория тюремного замка и пересыльной тюрьмы), представляла собой пустырь. Городская стройка подошла сюда со стороны Малого Городища в последней четверти XIX в. Сформировались улицы Острожная-1 (теперь Короленко) и Острожная-2 (теперь Достоевского), а вдоль Московского тракта — улица Московская. Она простиралась от железной дороги до нынешней ул.Герцена (прежде Ляминской).
Когда в конце 1907 г. Московский тракт перенесли, а тюремную территорию объединили и обнесли, как водится, забором, Московская улица оказалась разделенной на две неравных части: одна — от железной дороги до тюрьмы, другая — от ворот тюрьмы до ул.Герцена. Этот короткий отрезок ул. Московской в 50-е гг. XX в. вошел в состав ул.Орджоникидзе. Прежде бойкая и оживленная ул. Московская — участок Сибирского тракта — после 1907 г. стала захолустной улочкой темного угла Тюмени. Она до сих пор не асфальтирована, окопана кюветами . В них и на проезжую часть улицы совсем по-деревенски жители сыплют золу и льют помои.
Столетние деревянные дома, многие из которых украшены резьбой и ажурными дымниками, погрузились до окон в непрочную тюменскую землю. С железной дороги сюда доносятся свистки локомотивов и дробный стук вагонных колес.
Улица Миусская
Находится она рядом с Московской улицей, это близнецы-сестры. В Москве есть Миусская улица и площадь, кто-то перенес это название и в Тюмень. Вообще-то оно имеет украинское происхождение. По границе нынешних Донецкой и Луганской областей протекает река Миус, впадающая в Азовское море уже в России, недалеко от Таганрога. В XIX в. она была рыбной рекой. Рыбу вялили, сушили, и хохлы-чумаки (вариант русских ямщиков) возили возами ее аж до Москвы, где продавали всегда на одном месте, получившем название Миусской площади.
Улица Кремлевская
Находится она в пос. Калинина и называлась прежде Второй Новой. Начала застраиваться улица в конце 40-х гг. Она круто поднимается по склону холма, пересекает ул. Интернациональную и Амурскую. Здесь, на самом высоком месте, располагаются юридический институт МВД РФ и центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей УВД администрации Тюменской области, агентство по пчеловодству «Тюменьпчелопром» министерства сельского хозяйства и промышленности РФ, в самом конце улицы находится ЗАО «Агранспром».
В нижней части в треугольнике между Интернациональной, Новой и Кремлевской улицами расположен уютный березовый сквер.
Улицы в честь подмосковных городов
Три улицы в Тюмени названы в честь подмосковных старинных городов. Каширская на Малом Городище, Можайский переулок в пос.Калинина, Волоколамская — крошечная улица в начале ул. Мельникайте у совмещенного моста через Туру.
Из этих улиц наиболее интересна Каширская. Она, пожалуй, самая старшая из всех «московских» улиц Тюмени, поскольку находится в одном из старых микрорайонов города. Название свое улица носит уже более ста лет. Дома ее стары и дряхлы, покосились и вросли в землю. На перекрестке с ул.Крупской стоит исторический дом-памятник деревянной архитектуры начала XX века, о чем свидетельствует охранная доска, но она умалчивает о том, что в этом украшенном деревянной резьбой действительно красивом доме 15 лет жил «исторический» человек — Виктор Алексеевич Вановский, один из организаторов первого съезда Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в Минске весной 1898 г.
Тогда он жил в Москве, а с 1905 г. был сослан в Тобольскую губернию, где и остался насовсем, доживал свой век в Тюмени и похоронен в начале июля 1934 г. на Текутьевском кладбище.
Московский тракт
Эта улица начала формироваться как продолжение Московского тракта в том месте, где он входит в Тюмень, в конце 40-х годов XX века. Застройка шла медленно. В середине 70-х гг. построили среднюю школу N 19, часть N 13 пожарной службы, по правой (четной)стороне — производственное объединение грузового автотранспорта (ПОГАТ N 2), проектно-ремонтно-строительное объединение «Тюменьавтодор», в 80-е гг. -таксопарк N 5. По левой стороне тракта находилось поле совхоза «Декоративные культуры», который выращивал посадочный материал для озеленения Тюмени.
В конце 70-х на ближнем к тракту поле совхоза началось строительство административного здания, туда накануне 7 ноября 1981 г. переехали с ул.Луначарского Тюменский районный комитет КПСС и районный исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся. Теперь в этом здании находится администрация Тюменского (сельского) района. Место, на котором построено здание районной администрации, — одно из самых высоких в Тюменском районе — 105 м над уровнем моря. Администрация находится в положении той сказочной Машеньки, которая «высоко сидит, далеко глядит» и весь район, не выходя из помещения, видит.
Рядом были построены дома для работников администрации, а потом стали застраиваться все поля бывшего совхоза «Декоративные культуры» между Московским трактом и участком кольцевой автодороги — от этого тракта до Червишевского. К 1996 г. черноземные поля совхоза проросли многоэтажными панельными домами, среди которых кое-где поднимаются хилые деревца-прутики — дети планового озеленения вновь застроенной территории.
Теперь всякий, въезжающий в Тюмень со стороны Eкатеринбурга, видит справа новый город, многоэтажную Тюмень, а слева — новинку: Московский рынок и массу магазинов и мастерских, где можно купить все необходимое для автомобиля или отремонтировать его. Московский рынок — новинка в топонимике Тюмени, появился он в конце 1997 г.
Вот как масштабно «наследила» Москва в Тюмени.
***
фото: