Журналистов убивали, убивают и будут убивать
Убийство калмыцкой журналистки Ларисы Юдиной попало на первые полосы газет. Преступление «взято на контроль» высшими должностными лицами республики. Означает ли это, что насилие над представителями средств массовой информации отныне прекратится? Нет, не означает.
Убийство Ларисы Юдиной, громкое, дерзкое, лишь одно в ряду. Просто другие менее известны.
Во вторник в Фонде защиты гласности, которым руководит Алексей Симонов, мне показали список коллег, убитых в 1997 году. Их 15, на четыре меньше, чем было годом раньше. Среди пятнадцати нет ни одного, кто бы погиб в Чечне, в опасной командировке. Убивали в редакции. Убивали дома.Убивали по дороге домой. В мирных российских городках.
Причем скончался от пулевого ранения только один — редактор газеты «Обо всем» Николай Лапин (Тольятти).
Трое сбиты автомобилями, погибли. Антонина Лукина (телеканал «Дон», Воронеж), Инесса Донченко (телеканал 2×2, Москва), Манук Жажоян (газета «Русская мысль», Париж; убит в Санкт-Петербурге).
Замучены неизвестными Алексей Eлдашов (газета «Хабаровский экспресс»), Вадим Бирюков (Москва, журнал «Деловые люди»), Александр Коркин (Переславль-Залесский).
Забиты досмерти или брошены замерзать после побоев на улице Юрий Балдин (Челябинск, телекомпания «Фокус-ТВ»), Вячеслав Звонарев (Курск, телекомпания «Такт»), Владимир Алиев (радиожурналист, Нальчик), свободный журналист Николай Мозолин (Петербург).
При туманных обстоятельствах погибли корреспонденты «Комсомольской правды» Валентин Каркавцев и Валерий Кривошеее, сотрудник нижегородской газеты «Биржа плюс свой дом» Лидия Лазаренко.
Сергей Чекалин покончил с собой «в связи с полным отсутствием средств»…
И это еще не все. 21 журналист был «просто» избит. Здоровью тринадцати других работников средств массовой информации причинен тяжкий вред. Зафиксировано семь покушений на убийство.
Остались за гранью нашего перечисления хищение редакционного имущества, кражи, грабежи, разбои, угрозы и запугивание.
Все это цена, которая заплачена за то, что ценится профессионалами больше всего, — за гласность.
Руководители Фонда защиты гласности — Алексей Кириллович и Мария Кирилловна Симоновы и их небольшой аппарат (главным образом студенты-юристы) — изо всех сил пытаются, отстаивая гласность, сохранить и жизни носителей этой гласности. Выпускают справочники и бюллетени. Организуют «круглые столы», стараются развить у молодых коллег хотя бы чувство самосохранения…
…А убийцы Ларисы Юдиной все же достигли своей цели. Конечно, Фондом и друзьями Ларисы предпринимаются попытки сохранить газету, выпуск которой оценен в жизнь редактора. В Фонде защиты гласности мне сказали, что есть планы выпускать «Советскую Калмыкию сегодня» самыми отчаянными перьями из близлежащих регионов. Вахтовым методом. Но я не думаю, что это продлится долго. Потому что это была газета Ларисы. И ничья больше. Так она и останется навсегда -газетой Лариса.
Убили редактора — убили газету. Потому что так и хотели с самого начала — убить газету. Потому что мешала — газета. Не редактор, а газета.
Когда-нибудь жизнь в России придет в норму. И, может быть, поставлен будет памятник погибшим журналистам. Отдавшим жизнь не ради партии, не ради победы в войне. Отдавшим жизнь во имя профессии.