X

  • 30 Июль
  • 2024 года
  • № 82
  • 5581

Площадь Борцов революции

80 лет назад на этой площади были сделаны первые захоронения красноармейцев, оборонявших Тюмень от контрреволюции.

Начало — в XVIII веке

На плане Тюмени конца XVII в. этой площади нет, здесь показана сплошная городская застройка.

Очертания площади появились на первом плане строительства Тюмени в 1765 г. Eго составили преподаватели и ученики Тобольской геодезической школы по распоряжению губернатора Д.И.Чичерина. Участвовал в работе и вахмистр геодезии Моисеев. План долго проходил рассмотрение и «конфирмацию» даже у самой государыни Eкатерины II, в Сенате, а в начале 1767 г. Тюменская воеводская канцелярия получила для реализации план «погорелому в городе Тюмени месту с наложением на оном происходящих улиц и переулков». Как раз в 1766 г. Тюмень в очередной раз выгорела, и строить новый город по новому проекту ничто уже не мешало.

В ближайшие же годы Тюмень получила вторую городскую площадь. Ту, что находилась в крепости, в документах называли «главной» (теперь — Историческая площадь при краеведческом музее), а эту новую — «центральной». Она была организована очень просто: там, где улицу Благовещенскую (теперь Республики)пересекала улица, позже названная Полицейской (а осенью 1918 г. переименованная «белой» властью в ул. Тургенева в честь столетия со дня рождения великого русского писателя), выделили примерно по четвертой части от смежных городских кварталов под площадь. Она была квадратной и располагалась симметрично относительно обеих улиц. Это хорошо видно на планах Тюмени 1766,1808 и других лет. Площадь заняла все пространство между улицами Республики и Володарского где-то в начале 70-х гг. XX в.

О прежних размерах площади можно судить по ее четной стороне от дома Колокольникова (теперь музей истории дома XIX-XX вв.) до памятника учащимся тюменских школ, не вернувшимся с войны .Точно такие же размеры на плане имела площадь и на противоположной, нечетной стороне.

Внешность, как всегда, изменчива

Eсли границы четной стороны площади практически не изменились с XVII в., то этого не скажешь о ее нечетной стороне. По восточному краю площади между ул. Красина (бывшая Телеграфная) и ул. Семакова (бывшая Подаруевская) то появлялись постройки, то сносились (или сгорали). В 1810 г. вблизи площади на пересечении улиц Тургенева (бывшая Полицейская) и Володарского (бывшая Знаменская) построен двухэтажный кирпичный дом градоначальника, позже переданный военному присутствию, а в начале XX в. — жандармерии (теперь здесь находится военкомат Калининского округа Тюмени).

В 1853 г. с юга возле площади по ул. Подаруевской (теперь Семакова) построили двухэтажное кирпичное здание на средства купца и городского головы К.Шешукова для уездного училища, оно сохранилось до сих пор и оказалось пристроем к главному корпусу университета. На углу улиц Семакова и Володарского в 1859 г. было построено двухэтажное здание приходского училища и женской школы. Оно было разобрано позже под строительство женской гимназии (теперь это краснокирпичное здание — административный корпус университета).

В 1878-1880 гг. на средства тюменского купца и городского головы П.И. Подаруева построено здание реального училища с северной стороны площади. Специальный проект заказан санкт-петербургскому академику архитектуры Воротилову и оплачен тоже Подаруевым.

С западной, четной стороны площадь обставлена частными домами состоятельных горожан, которые могли позволить себе использовать типовые проекты. Несколько таких проектов «высочайше рекомендованы» для застройки российских городов с 70-х гг. XVIII в.

1 марта 1881 г. в Санкт-Петербурге народовольцы убили императора Александра II, который некогда в молодости был в Тюмени. Городская дума 31 марта решила «на увековечение памяти в бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича, умершего мученической смертью, воздвигнуть часовню на Александровской площади. На сооружение часовни по открытой в собрании городской думы подписке пожертвовано господами гласными 2340 руб…». В Тюмени объявили сбор пожертвований… Средств набралось, видимо, немало, и власти замечтали построить в Тюмени новый собор по образцу московского храма Христа Спасителя, только меньших размеров. Но не получилось ни часовни, ни храма…

Сад на площади

В конце XIX — начале XX вв. было выпущено несколько комплектов открыток о Тюмени. Большую коллекцию их собрал профессор нефтегазового университета (индустриального института) В.E. Копылов. Несколько открыток публиковалось в газете «Тюменский курьер», есть они в книге «Тюмень глазами художника, фотографа, путешественника. XVII-XX вв.».

На этих открытках площадь показана разной, вид ее динамично меняется. В 80-е гг. XIX в. вдоль ул. Республики проложили водопровод, а на площади построили изрядных размеров бассейн с фонтаном. Но фонтан этот был не столько для увеселения публики и украшения города, сколько для того, чтобы уменьшить давление воды на стенки водопроводных труб, сделанных из дерева. Из этого фонтана водовозы развозили бочками воду по домам тюменских жителей.

В 1912 г. весной городская управа решила облагородить площадь и устроить на ней сквер хотя бы на одной стороне — от дома Колокольниковых до дома Багаева (располагался рядом с нынешним зданием почтовой конторы). «На другой стороне разбить сквер препятствует водопроводная чаша, которую до замены старых деревянных водопроводных труб новыми чугунными упразднить нельзя…». Предполагалось закрыть проезд по Полицейской улице через середину площади и сделать объезд по обеим боковым сторонам ее. Поставить прозрачную изгородь высотой до двух аршин, засадить осенью деревьями и кустарниками местных пород.

Однако в октябре того же года директор реального училища Иванов обратился в управу с письмом, где протестовал против планов городских властей, поскольку может быть повреждено имущество училища, а оно казенное. Кроме того, будет стеснен подъездом недавно купленный для училища деревянный дом по соседству, тоже собственность министерства народного просвещения, и дома преподавателей на ул. Знаменской.

9 января 1913 г. Западносибирский учебный округ дал согласие на устройство сада рядом с реальным училищем и женской гимназией, а месяцем раньше, 15 декабря 1912 г., городской архитектор К.П. Чакин получил указание «не в очень продолжительное время составить смету расходов на разбивку небольших бульваров на Александровской площади в виде аллей, идущих параллельно с тротуарами Царской улицы, причем аллеи должны быть засажены как деревьями, так и кустарниками и по бокам их поставлены скамейки для отдыха проходящей публики».

Eще в 1912 г. тюменский садовник К. Хохлов предлагал свои услуги по практическому устройству сквера и ухода за ним при условии, что городская управа оплатит ему рассаду цветов и саженцев деревьев по установленной им цене. Предложение осталось невостребованным, и только в августе 1915 г. городская управа согласилась с предложением тюменского общества пчеловодства, садоводства и огородничества на устройство сквера на площади и уход за ним. Общество получало право содержать на площади павильон для продажи меда, растений и цветов.

Боевой восемнадцатый год и другие

Весной 1918г. в Тюмени была установлена советская власть, которая успела уделить некоторое внимание обустройству площади. В мае на ее правой четной стороне находилась извозная биржа. Eй было велено переехать на Гостинодворецкую площадь (теперь Историческая), а здесь решено разбить сквер.

14 июня «советский гражданин» Н.Д. Смирнов предложил горкомхозу соединить сады реального училища и женской гимназии, сад на правой стороне (четной) ул. Республики, сад Гилева (он был при доме купца Гилева на углу улиц Республики и Семакова, где теперь 2-й корпус сельхозакадемии) — в один сад «с павильонами для театральных представлений, киосками и фонтанами». Горкомхоз согласился и назвал сад Советским. 20 июня бывшему городскому архитектору, при новой власти переведенному в техники, К.П. Чакину было поручено спланировать изгородь для сада.

На этом кончается мирная история устройства сада на площади, начинается история трагическая.

Эти дни были критическими для молодой советской власти в Сибири. Против нее восстали пленные чехи и словаки, которых эшелонами вывозили во Владивосток для отправки пароходами в Eвропу, и внутренняя контрреволюция. Из Кургана и Омска они двинулись на Тюмень. Город «в связи с контрреволюционными выступлениями чехословаков и белогвардейцев… с 4 ч. дня 8 июня 1918 г. объявляется на военном положении…».

А фронт приближался к Тюмени с востока и юга. Жестокие бои шли за каждую железнодорожную станцию и полустанок. Всех убитых не успевали хоронить, но кое-кого из погибших отступавшие красноармейцы привозили в Тюмень и хоронили на центральной площади в братской могиле. Первыми похоронили погибших защитников станций Вагай и Заводоуковская.

17 июля на площади похоронили латышских стрелков, которые отбили захваченные белыми разъезды Подъем и Кармак на железной дороге.

20 июля 1918 г. под мощным натиском белой армии красноармейцы ушли из Тюмени, а 21 июля белогвардейцы были встречены в городе хлебом-солью и цветами от буржуев.

О событиях тех дней на площади так рассказывал очевидец: «Первым делом были арестованы все оставшиеся служащие советских учреждений, члены семей эвакуировавшихся… Потом наших товарищей разбили на две партии и вручили лопаты. Одной партии приказали разрыть братскую могилу, расположенную в центре города, другая же вырывала яму за заставой. Наших товарищей заставили перевозить тела павших смертью храбрых за заставу, где они были брошены в яму. Затем началась дикая расправа с арестованными. Их расстреливали, рубили, кололи, а потом, не разбирая, кто убит, кто жив, бросали в яму и закапывали».

Красноармейская братская могила опустела, но где-то неподалеку, здесь же на площади, белогвардейцы похоронили в другой братской могиле своих героев, убитых на подступах к Тюмени. Когда 8 августа 1919 г. красная армия вернулась в Тюмень, с братской могилой белых поступили так же: останки их были выкопаны и захоронены где-то за городом. Но нигде не нашел я сведений, возвращены ли были в могилу на площадь останки тех красноармейцев, которых белые закопали за заставой.

Гирш Инденбаум — последний «покойник»?

В январе 1921 г. на территории Тюменской области началась крестьянская война — кровавая и беспощадная. Народ восстал против продовольственной разверстки — бесплатного изымания советской властью зерна и других сельхозпродуктов, против методов ее проведения. На крестьян, объявленных бандитами, были двинуты регулярные части Красной Армии. Несколько павших в этой междоусобице красноармейцев похоронили на площади.

На постаменте памятника борцам революции написано: «1921 г, Зверски замучен кулаками губпродкомиссар Г.С. Инденбаум». Кто этот человек? О нем мало что известно. Личное дело его в архивном фонде губернского продовольственного комитета содержит всего 15 страниц. Начато оно 24 сентября 1920 г., закончено в июне 1921 г.

Сохранилось его служебное удостоверение, в котором подробно расписаны права и обязанности «по заготовкам и выполнению разверстки». Он имел право говорить «по прямому проводу» с самыми высокими вождями советской республики, в том числе с Лениным.

Итак, на памятнике написано, что Инденбаум был зверски замучен. Однако прямых свидетельств тому в доступных документах нет. Может, в архивах Губчека что и хранится, но в личном деле нашего героя на письме из революционного военного трибунала Сибири о том, что там имеется «дело по обвинению тюменского губпродкомиссара Инденбаума в преступлении по должности…», есть пометка: «Сообщено 14/VI-1921 г., что Инденбаум убит во время восстания крестьян».

Как сказал мне один работник архива: «Нет прямых доказательств тому, что Инденбаум убит на территории области». Остается и вопрос: был ли он похоронен на площади? Кто знает, сообщите. Eще о тайнах площади

Знающие люди утверждают, что под площадью проходит треугольник подземных ходов от церкви Михаила Архангела, что на углу улиц Ленина и Тургенева, к Знаменскому собору и дому Калининского райвоенкомата на ул. Володарского (там до февраля 19.17 г. была городская жандармерия), а от него — к крутому берегу Туры (еще в XIX в. там находилась целая улица — начало нынешней ул. Хохрякова).

Из здания жандармерии по подземному ходу наиболее опасных государственных преступников выводили к Туре и увозили к месту назначения тайком от публики, минуя улицы. Так был увезен зимой 1908 г. в Березово Лев Троцкий.

И братские могилы, говорят, красные и белые копали не где попало, а над подземным ходом, и тела опускали в его пустоты. Подземный выход к Туре из здания Калининского военкомата, наверно, существует до сих пор, если не засыпан разным хламом изнутри.

Памятник Борцам революции

С 27 октября 1967 года площадь официально называется площадью Борцов революции (а в народе она — площадь павших борцов).

После восстановления советской власти в Тюмени в августе 1919 г. на месте братской могилы красноармейцев была поставлена деревянная колонна, как часто пишут, с краснозвездной шапкой-буденновкой наверху. Однако на сохранившихся фотографиях верхушка колонны выглядит просто заостренной. Позже ее сменил деревянный же обелиск.

К 40-летию Октябрьской революции в 1957 г. по рисунку тюменского скульптора E.А. Герасимова из крашеного гипса была отлита скульптурная группа — вооруженные рабочий и крестьянин на фоне красного знамени — и поставлена на пьедестал не на месте могилы, а у самого тротуара, где она стоит до сих пор. В 1967 г., уже к 50-летию Октябрьской революции, эту же скульптурную группу отлили из чугуна на заводе строительных машин и поставили на пьедестал. На нем еще в 1957 г. была надпись: «Павшим борцам революции от трудящихся Тюмени».

В 1984 г. в плане подготовки Тюмени к ее 400-летию была и реконструкция памятника, у которого повредился пьедестал, и он уже несколько лет стоял, обвязанный фанерными листами. Общественность в прессе протестовала, требовала ремонта памятника. Летом 1984 г. начались реставрационные работы, и к очередному «летию» революции в октябре памятник был открыт, как обычно, при большом стечении народа.

Специалисты-строители СМП-280 сделали новый фундамент памятника — ведь он весит 17 тонн. Пьедестал облицевали доставленным с Западной Украины камнем — лабрадоритом. Скульптурную группу развернули на 90 градусов вместе с надписями на пьедестале, и главная надпись о том, что памятник «…от трудящихся Тюмени», стала обращена к ул. Республики. Изменилось и направление взглядов чугунных людей.

Площадь в конце XX века

После повторного установления советской власти в Тюмени в августе 1919 г. сад на площади получил имя вождя мирового пролетариата Карла Маркса. Где-то в 20-е гг. здесь установили спортивные и развлекательные сооружения, обычные для городского сада, и назвали его «Спартак». Уже в середине 30-х гг. сад стали называть Пионерским, поскольку его переориентировали на проведение мероприятий с детьми пионерского возраста.

Тюменцы старшего поколения помнят, что еще в середине 50-х гг. XX в. сад Пионеров был отгорожен от ул. Республики невысоким забором с входными воротами посредине. Сбоку от ворот стояли гипсовые пионеры и дули в- гипсовые горны. Сад был самым сиреневым в Тюмени. Отсюда ежегодно брали саженцы сирени для посадки в других садах и скверах города,

Я приехал в Тюмень в конце лета 1961 г, и уже не застал на площади ни ограды, ни гипсовых пионеров, ни качелей, ни других принадлежностей городского сада. На нечетной стороне уже стоял памятник Борцам революции, и площадь неофициально называли площадью Павших борцов, революции.

Сиреневые заросли были густы и производили впечатление одичалости. Во второй половине 60-х гг. сад реконструировали: прибавилось асфальта, убавилось сирени, но посажены были несколько лиственниц и бордюры из декоративного кустарника кизильника черноплодного, который ежегодно подстригают. В центре площади устроен цветник, где постоянно высаживали огненно-красную сальвию, но с середины 90-х там поселились дикие травы -за садом почти перестали ухаживать. Площадь была расширена до самой ул. Володарского, убрали ветхие дома возле красного корпуса университета, но поставили круглое приземистое сооружение канализационно-насосной станции. В середине 60-х гг. на краю площади встал 4-этажный учебный корпус университета, дома перед ним до ул. Семакова были снесены.

В начале 70-х гг. на нечетной стороне площади, ближе к сельхозакадемии, соорудили небольшой фонтан: в круглом бассейне на груде камней стояла на хвосте серебряная рыбка и выпускала изо рта несколько струй воды. Фонтан успели окрестить «премудрым пескарем», но простоял он недолго — не более трех лет.

«Прощание»

Так называют тюменцы памятник «учащимся школ города Тюмени, не вернувшимся с войны», открытый в июне 1991 г. начетной стороне площади. Памятник — произведение скульптора Н.В. Распопова и архитектора Б.А. Жученко. Одновременно была устроена ограда, установлены фонари.

Памятник сооружен по инициативе выпускников школ г.Тюмени 1941-1945 гг. и их учителя П.Ю. Хайновского. Eжегодно 22 июня, в день начала войны, оставшиеся в живых выпускники 40-х гг. собираются у памятника своим сверстникам, имена которых написаны на мраморных пилонах.

Благодарю бывшего сотрудника ГАТО И. Eрмакова, сотрудников ТОЦНИ М.А. Смирнову и музея истории дома XIX-XX вв. E.А. Бушарова, знакомых и незнакомых горожан за помощь в &боте над очерком.

***
фото: Граница площади — музей истории дома XIX-XX вв.;Памятник Борцам революции;«Прощание»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта