X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Две недели в раю

Средиземное море очень соленое.

Когда я в прошлый раз была на Средиземном море (приятно так небрежно написать — «когда я в прошлый разрыла…», хотя это был первый раз и пять лет назад), мне оно таким соленым не показалось. Говорят, что море солонеет с каждым годом и это происходит из-за опреснителей, установленных там и сям практически по всему побережью. А с пресной водой на Средиземноморье туго. А без пресной воды на Средиземноморье никуда. На Кипре, говорят, только один завод по опреснению, и он катастрофически не справляется с растущими потребностями населения.

Главная потребность местного населения — это удовлетворять растущие запросы туристов. Туристы хотят за свои денежки получить максимум удобств. Помимо моря и солнца. В такую жару (летом температура запросто достигает 40-градусов в тени) им просто необходим круглосуточный душ, им нужны просторные бассейны на любой вкус (открытые, закрытые, детские, лагунного типа, с фонтанами, с джакузи), им нужны развлечения (тоже, желательно, связанные с водой — всякие горки, лодочки, плюхалки, падалки и прочая). Eще туристу нужен — а как бы вы думали? — красивый пейзаж. Eстественный пейзаж на Кипре слишком уныл, чтобы радовать глаз туриста: красные выжженные солнцем степи (говорят, именно на таком красноземе киприоты ухитряются выращивать три урожая картофеля в год), горы, крайне скудная растительность, Поэтому Кипр старательно озеленяется, но пока не весь (очень много воды нужно), а только курортные зоны.

В туристическом агентстве нас, конечно, обманули. Мы почему-то желали жить непременно в новом отеле. По приезде мы с удивлением узнали, что наш отель — один из самых старых на курорте (правда, Айя-Напа как курортная зона стала развиваться не так давно). Конечно, отель был вполне современный и комфортабельный и судить о его возрасте можно было только по кондиционерам — явно не последнего поколения.

Но, оглядевшись, мы поняли, что почтенный возраст для отеля в Айя-Напе — это скорее плюс, чем минус. Вокруг расстилался шикарный парк с пальмами, розами и другими растениями, большинство из которых, кажется, непрерывно цветет, — и все очень ухоженное, подстриженное, поливаемое. Дорожка, ведущая на пляж, естественным образом затенена (правильнее было бы сказать, искусственным образом: потому что все эти кусты с гирляндами розовых и белых цветов были когда-то специально посажены). Вокруг других, более молодых, отелей в Айя-Напе тоже когда-нибудь будет цветущий сад, но пока можно наблюдать только торчащие из земли маленькие росточки, к каждому из которых подведен резиновый шланг.

Конечно, подумала я злобно, в тамошнем климате можно разводить сады: только поливай, не ленись. Вот живой пример: при нас кусты постригли. Так за какую-то неделю темно-зеленые кусты успели покрыться десятисантиметровой свежей порослью… В деревне Паралимни, расположенной в пяти километрах от Айя-Напы (туда нам рекомендовали съездить, чтобы посмотреть, как живут настоящие киприоты, потому что в самой Айя-Напе киприоты не живут, а только работают), так вот в Паралимни некоторые частные домики были просто загляденье — не в смысле архитектуры, а из-за зеленого оформления.

Eжеутренняя пятиминутная прогулка по райскому саду и бух! — в море. Море теплое и ласковое, с прозрачной легкой волной (от сильных волн бухту защищал небольшой островок). Пляж с очень мелким белым песком, синими зонтиками и пластмассовыми шезлонгами (на жесткую пластмассу следовало класть поролоновые матрасики — всё вместе, в пересчете на «наши деньги», стоит примерно доллар, потому что пляж не принадлежит отелю, а является собственностью государства, как, впрочем, и все остальные пляжи. Правда, постояльцы прилегающего к пляжу отеля имеют преимущества перед посторонними посетителями. Пляж чистят. Регулярно чистят и море — от водорослей. Собранные водоросли аккуратно складывают в мешки и уносят — видимо, чтобы в дальнейшем использовать столь ценный морской продукт в кипрском народном хозяйстве…).

Итак, море, солнце, цветы кругом. Для полной картины рая не хватает только райских птиц. Роль райских птиц в нашей пиесе исполняли пеликаны. Кстати, благодаря пеликанам мы и остановили свой выбор именно на этом отеле: наша маленькая дочка, рассматривая картинки в цветном каталоге туристической компании «Зевс трэвел», увидала фото пеликанов и ткнула пальчиком — туда хочу. «А то, чего требует дочка, должно быть исполнено. Точка». На самом деле, конечно, просто совпадение: именно этот отель и предложили нам в агентстве и нам надо было либо отказаться, либо согласиться.

Пеликанов было трое, и они совсем ручные. Целыми днями они паслись в тени деревьев, время от времени важно выходя к пляжу — развлекать отдыхающих. Например, хватали купающихся в море за ноги — чтобы те подумали, что пеликан принял их громадные неловкие ноги за рыбку. (Не знаю, видели ли когда-нибудь пеликаны в этом море рыбу. Я — нет. Только время от времени стайка мальков промелькнет на мелководье). Eще публика забавлялась, заставляя пеликанов хватать различные неприспособленные для пеликаньего клюва предметы — мячи, пляжные тапочки, солнечные очки и пр.

В дневное время самое лучшее — это пристроиться где-нибудь у воды. А вообще-то лежать на пляже — скучно. Публика вся какая-то респектабельная до онемения. Eсть, конечно, молодежь, но тихая. (По соседству с нашим был общественный пляж, там, возможно, было веселее — именно с этого пляжа к нам приплывали бутылки, обертки от сигарет, окурки, пластиковые пакеты и другие вещественные доказательства бурного времяпрепровождения).

Валяться на солнце дольше получаса невозможно, начинаешь расплавляться. Поэтому большинство отдыхающих сидит в тени грибков и почитывает, печатную продукцию. Глянешь на обложку — и сразу понятно, кто сидит перед тобой: немец, англичанин или русский. Или хотя бы узнаешь, на каком языке он говорит. Встречались на нашем пляже и представители других национальностей -испанцы, итальянцы, — но гораздо реже.

Определить национальность, как оказалось, легко. Гораздо труднее было порой определить половую принадлежность. Наша Сонечка познакомилась за завтраком с двумя близнецами. Два дня ходили кругами, кокетничали. Близнецы сидели в колясках и, кажется, еще не умели разговаривать, а их родители говорили между собой на незнакомом нам языке. Сонечка была уверена, что понравившиеся ей близнецы — это мальчик и девочка. Мы не могли ей объяснить, почему брат и сестра не могут быть похожими друг на друга как две капли воды, и просто убеждали дочку, что ее знакомцы — это два мальчика. Так прошло две недели, а перед отъездом мы вдруг догадались спросить (по-английски), как зовут детей. Оказалось — Кристин и Элен. Девочки. Но переубедить Сонечку мы уже не смогли.

Вот, пожалуй, и все прелести райской жизни. Эта райская жизнь заканчивалась ежевечерне с заходом солнца. И начиналась совсем другая жизнь. Но об этом — в следующий раз.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта