Как вы себя чувствуете?
Вчера обозреватель Марат Смоляков задавал этот вопрос руководителям предприятий, чья деятельность не в последней мере влияет на самочувствие горожан.
Галина Овчинникова, генеральный директор государственного предприятия «Фармация»:
— Скачок доллара обещав! «Фармации» крупные убытки, Мы ведь давно используем товарный кредит — берем препараты на реализацию на 2-3 месяца. С зарубежными поставщиками, само собой, приходится расплачиваться валютой. И вот что вышло: продали-то лекарства при старом курсе, а теперь надо покупать доллары, чтобы расплатиться с кредиторами по-новому. Немецкие фармацевтические фирмы торгуют за дойчмарки, но это не лучше. К счастью, иностранные партнеры с пониманием относятся к нашим трудностям и пока не торопят.
Мы переоценку препаратов начали только в пятницу (цены подняли примерно на 30 процентов), а надо было реагировать сразу, как только все это началось.
Долг «Фармации» составляет сейчас 26 миллионов рублей. А нам должны около 20 миллионов — баланс, увы, не в нашу пользу. И должники не спешат расплачиваться. Основную массу их составляют учреждения здравоохранения, которые финансируются очень слабо. В счет долгов нам постоянно предлагают векселя, но это же не выход. Превращая вексель в деньги, мы много теряем.
Российские заводы, в отличие от зарубежных, постоянно требуют свои деньги. На долг регулярно начисляют пени. А теперь пошли требования поднять цены на вновь поставленные препараты. Понятное дело, они вынуждены повышать цены — большую часть сырья получают из-за рубежа. Мы пока не соглашаемся: стоимость отечественных лекарств в аптеках «Фармации» не изменилась.
К чему это приведет, сказать трудно. Вчера мы с экономистами трезво оценили ситуацию. Вывод: если нам предъявят все пени — мы не выживем. Даже при моем оптимизме — положение «Фармации» критическое.
Выручка у аптек уходит на коммунальные платежи и зарплату, за лекарства с нами расплачиваются неохотно. Налоги просто чудовищные. Судите сами, прибыль «Фармации» составила в прошлом году 0,8 %!
Много надежд возлагали на совещание врачей. Нотам говорили лишь о рациональном отношении, а не о деньгах.
Николай Морев, директор тюменского химфармзавода:
— Дебиторская задолженность обесценивается. Спрос и так невелик, покупательная способность населения невысокая. Чего же ждать дальше?
Конечно, придется повышать цены на наши препараты. Большинство «входящих», то есть сырье, получаем из-за границы. Рады бы перейти на российское, но его нет. Отечественное производство практически похоронено, не выпускают даже многие препараты первой необходимости.
Но я надеюсь на лучшее. Может, после того как этот фурункул надорвали, наступит выздоровление?
ОТ РEДАКЦИИ. Как показали наблюдения, цены на лекарственные препараты в аптеках выросли пока не везде. Но, видимо, это вопрос времени. Поскольку нам нечем утешить читателей (особенно тех из них, кому фармацевтическая продукция жизненно необходима), то попробуем бледно пошутить. В справочнике народных лекарственных средств мы обнаружили «Средство от испуга»: «пустырник — 3 части, вереск — 4 части, сушеница — 3 части, валериана -1 часть. 4 столовые ложки смеси залить 1 стаканом кипятка, настаивать, принимать по 4-5 глотков через каждый час в течение дня». Видимо, уже на следующий день можно смело заходить в аптеки и магазины.