Лицом становится изнанка
Eсли перелистывать модные журналы не ваше любимое занятие, вы можете и не заметить, как одна тенденция сменяет другую, как колеблется кривой модной длины и как в этой связи следует поступить с обувью, которую вы купили полгода назад, — неужели выбросить?!
Именно эта пугающая перспектива разлада и несовпадений удерживает нас от близких взаимоотношений с модой. Мы предпочитаем «роман» без страсти, холодный и надежный, как долгая супружеская жизнь.
К счастью, художники моды не разделяют нашей осмотрительности, и потому каждая новая встреча с сезонной линией одежды — настоящее приключение! Иногда — почти виртуальное, как, например, этой осенью, когда неожиданно напомнила о себе историческая ретроспектива: дублеты, ушедшие в небытие еще на закате Возрождения. Столь прозаическим названием обозначили в средние века тип мужской стеганой куртки.
Сегодня дублеты намерены поселиться в женском гардеробе. Они скромны, в них нет ничего вызывающего и дерзкого, кроме самого намерения пробудить наше любопытство. Идея привлекательна своей нетривиальной простотой: теплая стеганая изнанка спортивной куртки становится… «верхом», лицевой стороной свитеров, безрукавок-топов, длинных юбок и вечерних платьев.
Культ изнанки, который набирал обороты в течение нескольких сезонов, наконец вызрел. Мы стали свидетелями экстравагантных попыток заставить изнанку «заговорить». Для этого использовались роскошные подкладочные ткани, они появлялись даже там, где в них не было никакой практической необходимости (например, в летних платьях). «Потрошители» моды шили одежду швами наружу, и надо признать, иногда это выглядело куда интереснее, чем банальный крой. Стараниями дизайнеров эстетическая роль изнанки стала едва ли не более важной, чем само «лицо».
Историческая роль дублетов первоначально сводилась к функции нижнего белья. Их утепляли и простегивали, чтобы надевать под жесткие металлические доспехи. С упразднением лат дублеты вышли из тени, получили значение парадной одежды, сохранив все характерные приметы кроя доспехов и подчеркнутой мужественности военной формы.
Жесткость стеганой одежды и по сей день хранит память о тех «родовых» чертах. Но сегодня дизайнеры нашли способ нейтрализовать их действие: они всего лишь изменили характер стежки, сделав все линии легкими и располагающимися с большими интервалами. Такой прием позволяет получить мягкий обтекаемый силуэт, несмотря на объемную форму.
Юбки, платья и свитера, посаженные на ватный каркас, обрели новые практические и эстетические свойства, с которыми мы раньше не были знакомы. Неужели любопытство не возьмет верх? До сих пор это правило действовало безотказно. На рубеже веков дамы пережили испытание кринолином, возвращенным с легкой руки Чарльза Ворта. А в 50-е Кристиану Диору удалось навязать послевоенной Eвропе двадцатиметровые в подоле юбки и осиную талию.
Сегодня все изменилось. Приоритет собственного вкуса для нас важнее всего. Полюбим ли мы обновленные «вамсы» и «пурпуэны» — зависит от того, насколько логично они впишутся в наш усеченный излишней практичностью гардероб.