Первый день «Алябьевской осени»
13 октября в зале Тюменской государственной филармонии в рамках фестиваля «Алябьевская музыкальная осень» состоялся концерт камерного ансамбля «Романтик-трио». Коллектив был создан в 1991 году. В его состав входят солисты Московской государственной филармонии Геннадий Дзюбенко (фортепиано), Александр Буриков (виолончель), Александр Тростянский (скрипка).
Выступление ансамбля стало своеобразной музыкальной эмблемой фестиваля, настроив слушателей на восприятие музыки очень красивой, эмоциональной и глубоко русской по своей природе — музыки Сергея Рахманинова. Этот концерт по праву можно было бы назвать «Концерт-элегия», потому что программа выступления была составлена и выстроена в едином эмоциональном ключе. Жанр элегии родился в Древней Греции (в переводе с греческого — «жалобная песнь»), но в творчестве русских композиторов он получил своеобразную трактовку. Элегией стали называть сочинение, наполненное лирическим чувством, но с оттенком возвышенной печали, тоски.
Музыканты ансамбля постарались передать слушателям этот особый тонус рахманиновских сочинений, где главной является Мелодия. Именно она царствовала в «Романсе для скрипки и фортепиано», в «Романсе для виолончели и фортепиано». Прозвучали в концерте и два «Элегических трио».
Центром программы, безусловно, стало исполнение трио, начатого Рахманиновым в день смерти П.И.Чайковского и посвященного памяти великого художника. Это произведение вызвало самые разнообразные отклики. Учитель Рахманинова, СИ. Танеев, после прослушивания записал в дневнике: «Талантливое, но бесформенное сочинение, без темы, с бесконечным повторением одного и того же». Увы, и у прекрасных сочинений есть свои критики. Однако когда слушаешь это трио в исполнении ансамбля, поневоле приходит мысль о верности замечаний Танеева. Безусловно, для исполнителей это сочинение сложное, оно требует серьезной работы над содержанием и формой, здесь необходима сыгранность ансамбля. И недостаток этой работы обнаружился во время исполнения: не было логики драматургического развития, четкого ощущения формы; отдельные технические погрешности, не всегда игра ансамблем (ансамбль с французского переводится «вместе») несколько снизили впечатление от исполнения.
Но в целом для слушателей это знакомство было приятным — выступления камерных ансамблей стали сейчас большой редкостью.
***
фото: