Экологическая проверка — дело добровольное
Экологи утверждают, что автотранспорт — основной загрязнитель окружающей среды. На него приходится 90 процентов всех выбросов в атмосферу — это около 70 разных химических элементов. Особенно зимой, в безветрие, заметна сильная концентрация отработанных машинных газов.
— Степень ядовитости выхлопов зависит от качества топлива, — говорит председатель городского комитета по экологии Людмила Могутова. — По данным Госнефтеинспекции по Тюменской области, от 20 до 40 процентов моторного топлива, поступающего в город, не отвечает ГОСТам и нормам. Чаще всего используется этилированное топливо, которое содержит вредный для человека свинец. А свинец не разлагается и не сгорает.
— Можно ли контролировать качество выхлопных газов?
— ГИБДД теперь только раз в год проверяет городской автопарк, во время техосмотра. Этого, конечно, недостаточно. Поэтому в городе созданы экологические посты. В этом году силами городского комитета по экологии удалось оборудовать только один такой пост — на Московском тракте. До обвала рубля успели купить газоанализатор для проверки содержания окиси углерода и углеводорода, дымомер для дизельного транспорта.
— Посещение экопостов — обязательная акция?
— Нет. Экопосты предусмотрены для здравомыслящих людей. Понятно, что эти мероприятия не могут носить принудительного характера, но… Eсли нерадивый автомобилист попадется в руки контролирующим органам (областному комитету охраны окружающей среды), то придется раскошелиться на штраф. Для физических лиц — от 1 до 3 минимальных оплат труда, для юридических — от 10 до 20.
Пункты экологического контроля после регулировки автомобиля выдают единый по области талон токсичности, который свидетельствует, что топливная система работает нормально и выбросы соответствуют ГОСТам.
Такой талон обязательно потребуют у водителя работники ГИБДД во время ежегодного техосмотра. В течение года областной комитет защиты окружающей среды совместно с органами ГИБДД проводят проверки на автомагистралях города. Eсли владелец авто предъявляет талон токсичности, то контроль на токсичность и дымность может не проводиться.
Контроль и регулировка частного автотранспорта позволяет снизить выбросы ядовитых веществ в атмосферу до 70 процентов, считает главный специалист государственной экологической инспекции Александр Савельев. Транспорт на предприятиях областной комитет окружающей среды обследует в обязательном порядке, а частникам вполне достаточно раз в год добровольно пройти обследование на экологическом посту, чтобы избежать штрафа. Кстати, отрегулированный автомобиль потребляет меньше горючего.
Сегодня частный транспорт уже не ограничивается легковушками, зачастую это и автобусы, и грузовики. Некоторые тюменские предприятия имеют соответствующее оборудование для проверок своего транспорта по экологическим параметрам. Но у них нет лицензии на право проводить проверки вне предприятия, для частников.