X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Рожденная свободной

Рассказывая о встрече с Валерией Новодворской, председателем партии «Демократический Союз», я был не вполне уверен, что нашего читателя заинтересуют радикальные высказывания вечной диссидентки.

Потому и оборвал текст интервью с нею, заметив, что ежели читатель пожелает — продолжу. Читатель — пожелал.

Итак, кратко напомню, госпожа Новодворская производит очень приятное впечатление. Цитирует стихи Ибсена и постулаты философа Кьеркегора. Многое из того, что мы слышим из уст Новодворской на митингах или в уличных интервью, звучит очень резко и дает, как правило, повод обвинить госпожу председателя в забвении интересов России и антипатриотизме…

— Мы — уличные побирушки, и несколько процентов сверхинтеллектуалов не меняют картину. Да, иностранцы ведут себя, как белые среди диких индейских племен. Но у племен было свое понятие о чести. Они не выпрашивали у белых подачки. Они себя обеспечивали. Мы хуже распоследнего племени. Что они, Запад, должны о нас думать, и как нам жить, стыдясь своей страны, зная, что у нас нет будущего и нет нас? У Кьеркегора сказано: нет будущего — оно прошлое. А прошедшее еще не наступило… XXI век будет, нас не будет.

— Что же делать?

— Мы не можем сделать всего. Но личность может попытаться. Например, положить белый камень. И это тебя оправдает перед Историей. У каждого есть белые камни. Белый камень — это бескомпромиссная позиция по отношению к советам, к коммунистам, к фашистам, даже к социал-демократам. Пока человек рассчитывает хоть на кого-то, здесь не будет ни открытого общества, ни капитализма.

— В чём разница между «Яблоком» и ДВР?

— Гайдар — это Сатин (из пьесы Горького «На дне» — Р.Г.). Мы нищие, надо выбираться. Он предлагает единственно реальную программу: как потопаешь, так и полопаешь. Тонкие технологии потом. Никто тебе ничего не отстегнет. Явлинский — это Лука, это «честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой»… Явлинский не верит в то, о чем он говорит. Он хочет попасть наверх. Это Гайдар знает, что первый день президентства Лужкова — его последний день на свободе. Нет, я Григорию Явлинскому руки не подам. Мы его поддержали в 1996 году. Было условие: не проходит в первом туре — отдает голоса Eльцину…

(Далее Новодворская очень резко высказывается о лидере «Яблока»).

— Что вы думаете о дне примирения, 7 ноября?

— Смесь ужа с ежом — колючая проволока. Это первый признак ельцинской капитуляции. Дальше — на Поклонную гору, с ключами, ждать Зюганова. Переименуем обратно Сталинград, Ленинград. Может, будет коллективная партийная власть. Eсть белый шар — нежелание им служить. Выпускать газету — «Ты записался в антикоммунисты?». Явлинский положит черный шар. Это вариант 1933 года — брать власть легитимно, как сделал Гитлер. Вот у американцев это невозможно. Eсть основа — свободный народ. И этот народ не менялся с 1620 года, с Пенсильвании. Им требовать было не у кого. А мы сломали железный занавес и теперь пытаемся сразу влезть в витрину магазина, вместо того, чтобы начать с процесса построения капитализма. Мы свою историю проиграли. Ничего не делали 1000 лет. А мир отстающих не ждет.

— Вы действительно ничего не боитесь?

— Я их ненавижу, слишком ненавижу, чтобы бояться. Я рождена свободной в стране рабов. В США все исповедуют эту истину. А здесь я — либеральный революционер. Мы построили утопию, исказили человеческую породу. Обратной мутации не бывает. Мы с Гайдаром много спорили: эволюция не получается, на революцию нет средств, нет человека. На этом и сошлись. Мы исполняем свой нравственный долг. Как у Ибсена — «Иди, будь верен до конца…». Нет, свободу насильственно не выбирают.

— Вы не связываете свои надежды с молодыми?

— Боюсь, что абсолютное большинство выросло такими же приспособленцами, каких отцы и деды. Это они отступили от ДВР. Это они в Чечне воевали. И это — их катастрофа…

.. .Мое собственное ощущение от разговора с Новодворской — зачем раздражает? зачем говорит неприятное?

Но спросим себя — чего мы на самом деле хотим для своей страны? Чтоб была сильная, богатая, независимая, красивая… Что у нас есть для всего этого? Тот самый белый камушек, о котором говорит Новодворская. И правда. Даже если она горькая. Повторю: мне думается, что Новодворская сильнее многих из нас печется о вящей славе России. Только она хочет, чтоб это была настоящая слава.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта