X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Как новый год сделать добрым

Вначале было Слово. И оно прозвучало во имя добра. Eго древний благотворный смысл доносят в эти дни все тюменские театры. Старая прекрасная традиция рождественских и новогодних премьер для юношества свято соблюдается в Тюмени.

Свое слово сказал и наш театр кукол и масок. Главный режиссер Григорий Гольдман и главный художник Сергей Перепелкин удачно «сдули пыль» с широко известной в 70-е годы сказочной истории, написанной Григорием Остером, — «Котенок по имени Гав». Конечно, читатель вспомнил, что много раз видел мультфильм с таким названием. Все верно, но театр не собирался спорить с кинолентой, тем более что в анимации простор для творческой фантазии безграничен. Театр кукол взял в работу самый подробный текст и придал ему наивно-философический подтекст — поиск героями своего подлинного имени и отождествления себя, личности и характера, в окружающем мире. Чтобы в содружестве-соперничестве всех живых существ именно этого дома, именно этого двора занять собственное место.

Получилась не просто сказка, а настоящий праздник — веселая и остроумная игра в родное слово. Да еще с комическим детективом-расследованием, которое ведут маленькие щенок и котенок.

Все смешные ситуации в постановке возникают в неодолимом желании юных носителей доброго начала жизни невольно выворачивать изрядно попорченное нутро наших условностей, невидимых и жестоких границ в делах и общении. Причем в понятных юным зрителям образах домашних животных.

Всего четыре героя. Два малыша и хозяева-соперники во дворе, с переменным успехом делящие власть в нем, — шикарный кот-пройдоха и старый пес, любитель поворчать и поучить молодежь лицемерным правилам бытия. Малыши мешают его обеду, наивно полагая, что старший мог бы и поделиться с ними. «Лекция» о званых обедах удивляет котенка и щенка. Сколько преград! Оказывается, надо иметь имя, чтобы позвали. И щенок силится его вспомнить, иначе ему не быть во дворе. Он еще не понял разницы просто имени и имени-знака занимаемого положения в обществе. И котенок утверждается через необычное имя «Гав». В игре слов и ситуаций незаметно «подбирается» к зрителям финал. Все и всё вспомнили и пускаются в радостный пляс, заставляя кота и собаку принять желание малышей быть другими — и добрыми, и честными.

Сценография Перепелкина созвучна веселому карнавалу добрых сил. Постсупрематистские четкие графические линии дома и дворовых построек «держат» яркие цветные плоскости декора. Так рисуют дети — отмечая линией фигуру и заполняя ее интенсивным цветом. Объемность и движение постановке придают тростевые куклы. Они совершают немыслимые кульбиты и вариации, расчерчивая на наших глазах все сценическое пространство.

Технически точно оформляют текущую интригу выразительными и эстетичными приемами актеры Лада Баянова (Котенок Гав), Зинаида Береговая (Шарик), Алексей Мороз (Пес), Юрий Федоров (Кот). Режиссер нашел, кстати, органичные переходы от куклы к живому (представляющему) актеру. Люди появляются в танце, через музыкальную фразу, песню. Иногда они продолжают играть как бы вдвоем с куклой.

Особый ритм и карнавальную атмосферу спектакля создает его музыкальное оформление, песни, написанные Гольдманом, его же тексты. Поют многие участники действия и сам режиссер. Поют и во время уморительной игры в «кошки-мышки». В поэтике такого действия, конечно же, обязательно должна была появиться умная мышка, которой интересно перехитрить и наказать самодовольного кота. В спектакле много детских игр, необычных сценических приемов, когда, к примеру, обычная водосточная труба превращается в переговорное устройство. Так продолжает удивлять и радовать нас тюменский театр кукол и масок, живущий сейчас трудно, с хронической недостачей средств, материалов. Не преувеличиваю — каждый спектакль равен подвигу. А иначе как сейчас спасать наших детей от бездуховности и жестокости текущих дней?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта