Бизнесмены, на посадку становись!
Господи, как все знакомо! Как скучно-mo! Когда это было, когда это было? Во сне? Наяву?
То, что все это было, точно. Потому и скучно. Eще хрущевские кампании по борьбе «с частным предпринимательством» помнятся. Самоотверженная война с валютчиками, когда ради удовольствия расстрелять парочку-другую нарушителей правительство изменяло закон, и он, словно паровоз, пускался задним ходом, кроша человеческие жизни.
Вот и респектабельный премьер, высокопоставленный разведчик и дипломат, академик и недавний директор института, принимает решение срочно освободить сотню тысяч мест в следственных изоляторах. Освободить не из гуманных побуждений, что само по себе было бы естественно для страны, подписавшей Eвропейскую хартию и только что практически отменившей смертную казнь. А потому, сказал милейший Eвгений Максимович, покачивая перед телекамерами указательным перстом, что надо-де срочно бороться с экономическими преступлениями. Срочно! (Прямо как Ленин: вчера было рано, завтра — поздно. Значит, сегодня!).
И борьба началась. Вышибают двери. Выгребают документы. Кое-где пытаются подсунуть меченые купюры, на которых выведено, по одним данным, -«взятка». По другим — «вымогательство».
Самое интересное, что вся эта бурная деятельность удивительным образом совпала с отставкой главного блюстителя законности в государстве — генерального прокурора Юрия Скуратова. Причем с отставкой без объяснения причин. Кого в нашей стране обманешь словами «по состоянию здоровья»? Скорее, я бы согласился с тем, что г-н Скуратов знал о том, что стоит за внезапно проснувшейся деятельностью, и предпочел не связывать свое имя с нею. Не бывает так много совпадений!
Разумеется, с преступностью, в том числе экономической, бороться надо. Но уж слишком все знакомо, не хватает только постановления ЦК КПСС «О мерах по усилению борьбы с экономическими нарушениями…».
Кстати, не надо так далеко ходить. Вспомним «чемоданы с компроматом» Александра Руцкого — не посадили, кажется, ни одного человека. Вялое расследование нашумевших убийств, которые вправе отмечать круглые даты, — Александра Меня, Дмитрия Холодова, Владислава Листьева, Галины Старовойтовой… Опять-таки ни одного процесса. Арестовывают, рапортуют об успехах и — выпускают за отсутствием доказательств.
А вдруг с бизнесменами произойдет то же самое? Не я один сомневаюсь. Вот и заместитель главы администрации президента Олег Сысуев заметил: «Как бы все не кончилось привычно — масками, автоматчиками, взламыванием сейфов…».
Правда, можно, конечно, как при Хрущеве — издать срочно какой-нибудь безразмерный закон, который позволит подвести под суровую меру практически каждого, кто хоть чем-нибудь занимался. И придать ему обратную силу.
Eсть и еще одно сомнение. Дни идут. Согласное правительство наконец-то уговорило Думу принять бюджет. Тем временем наша с вами жизнь идет под уклон. Все ближе день, когда и этому правительству, наполовину левому, придется отвечать -что сделано?
А вдруг Eвгений Максимович лучше нас знает, что успехов не предполагается, что тогда? Тогда надо будет хоть что-нибудь говорить. Может быть, для этого и подыскиваются кандидатуры на роли козлов отпущения? Может, это для них освобождаются гостиницы специального типа с окнами на солнечную сторону? Только если до августа за границу наблюдалось лишь бегство капиталов, то сейчас могут рвануть и сами их обладатели.
Помните, как звучит бессмертное резюме Виктора Степановича? Да-да, именно это: «Хотели, как лучше, получилось, как всегда».
Может, зря я так придирчив? Но не могу отделаться от вопроса: с какой такой стати высшие должностные лица государства заговорили языком милицейских протоколов?