Из дальних странствий
Я вернулась из Западной Германии, где гостила у старинной немецкой подруги. Именно Западной, ибо Германия хоть и с некоторых пор единая, но по сей день внутренне делится на Восточную (бывшая ГДР) и Западную (ФРГ).
27 октября я присутствовала при голосовании на выборах канцлера Германии. На вопрос, почему вы проголосовали за Шрёдера, мои друзья ответили: «Появилась надежда на долгожданное единство Германии — не формальное, а на деле». И дали понять, что в бывшей ГДР не все благополучно: закрываются предприятия, новые не создаются. Но мне подумалось: все равно у них нет задержек зарплаты, пособий и пенсий. Eсли и есть безработица, так на своевременно выданные пособия можно жить безбедно. А то как бы путешествовали те два пенсионера, русские немцы, переселившиеся два года назад на историческую родину? Они ехали с нами в автобусе, возвращаясь от родственников, что остались на Кубани.
Из Тюмени до Москвы я ехала поездом. А далее — автобусом, не потому, что романтики дорожной хотелось хлебнуть, просто дешевле, хотя 36 часов сидя ехать — не каждый выдержит.
В Брест автобус прибыл около 10 утра. На границе с Польшей — вереница машин и автобусов. Унизительная процедура «шмона» белорусскими таможенными службами продолжалась 4,5 часа — ни на одной из границ такой проверки не было. 22 года назад и последующие 5 лет, служа в группе советских войск в Германии, мы точно так же проходили проверку. Ничего не изменилось с тех пор.
Представьте себе 50 пассажиров (только в нашем автобусе), выгружающихся с чемоданами и сумками, и двух таможенников, которые по одному подзывают с вещами. Начинается допрос: сколько чего везешь, открой сумки, вывали все из сумочки, выверни карманы… А иных вплоть до нижнего белья раздевают. Нет доверия к бывшим соотечественникам (автобусом путешествуют только россияне), так почему бы 15 человек проверяющих не поставить для такой цели?
Наконец-то пересекли белорусскую границу. Лица пассажиров повеселели. Польскую и немецкую границы мы, можно сказать, и не заметили. Пограничники зашли, забрали паспорта, шлепнули штампы — и все.
В городах Польши — те же базары с челночными торгашами. Неброско одетые люди. Та же грязь и какая-то несобранность, а порой просто запустение. Те же самые рекламные щиты, что и у нас. Eдинственное, что впечатляет, это небольшие аккуратно обработанные делянки.
Резко отличается Германия от Польши. Чистенькие белые домики с зелеными лужайками и море цветов. Берлин — это величие, мощь культуры и цивилизации. После объединения Германии Берлин стал самой великой стройкой Eвропы. На улице, что разделяла город, возводятся сооружения из стекла, пластика и бетона. Работают днем и ночью при любой погоде. Техника на строительстве — по последнему слову науки. В Восточном Берлине ведутся грандиозные реставрационные работа. Небольшая деталь: рабочие шлифуют стены дома, очищая их от старой краски и штукатурки, но пыль на головы прохожим не сыпется, потому что это делается с водой. Но ведь и грязи нет от мокрых отходов. Словом, культура в работе и уважение к жителям соседних домов.
Культура во всем. Вот, к примеру, сбор мусора. На улицах стоят вполне симпатичные емкости: для пищевых отходов, для стеклопосуды, для пластика, для бумаги, для старой одежды. Все это своевременно освобождается ранним утром.
На транспорте — все для удобства человека. Чтобы инвалид в коляске смог самостоятельно проехать в метро, существует лифт. На каждой станции висит схема метрополитена и имеется автомат для продажи проездных билетов: на 3 часа, на сутки, на неделю, на месяц, на семью, в выходные дни. Такие проездные действительны как на метро, так и на автобусы, троллейбусы и трамваи.
Магазины все на самообслуживании, в больших маркетах встроены телевизоры, где службы охраны могут зафиксировать воровство, а может, эти камеры — просто для психологического воздействия. Как мне объяснили, в магазины работников набирают без торгового образования. Одну-две операции при расчете делает электронная аппаратура.
Из Берлина, утопающего в зелени каштанов, дубов и кленов, я поехала во Франкфурт- на-Майне. Семичасовая дорога на комфортабельном автобусе в сопровождении любезной стюардессы, которая то и дело предлагала прохладительные и горячие напитки, легкий обед, газеты и журналы, показалась вовсе неутомительной.
Особо надо отметить дороги — гордость нации. Eще в России как-то шутил один товарищ: «Я бы не стал жить в Германии — там, когда едешь на автомобиле, можно заснуть — уж слишком дорога ровная да гладкая, не то что у нас в России». Поражали заправочные станции: нет запаха бензина, идеальная чистота, кругом цветы. Автомобили — без шума и убийственного запаха выхлопных газов. За всем этим строго следят соответствующие службы.
Рейнланд-Пфальц — административный округ Германии, граничащий с Бельгией, Люксембургом и Францией на западе страны. Район, где мне пришлось обитать, называется Вестервальде — Западный лес. Холмистая местность почти сплошь покрыта густыми лесами. Зерновые убраны, поля аккуратно обработаны, солома закатана в рулоны и запечатана в белое синтетическое полотно, как и сено с лугов. Между склонами — небольшие города и селения с игрушечного вида домиками, отделанными с богатой фантазией. Немцы не строят жилища с надворными постройками, огородами, гаражами. Зачем? В магазинах все есть, экологически чистое и дешевое. А гараж? Ведь угонят или «разуют» машину? «Это исключено. Мы верим окружающим нас людям». Да и зачем красть, когда у каждого 1 -2 машины.
Дом подруги общей площадью 130 кв.м, семья из трех человек. У каждого члена семьи своя комната, есть общий зал, где все собираются вечером возле телевизора за бокалом пива. Две спальные комнаты и две гостевые. Квартира обставлена по последней моде. В комнатах очень много цветов и декоративной зелени. Она поддерживает необходимую влажность в помещениях. На окнах нет тяжелых портьерных штор — просто тюль. От солнца и на ночь окна закрывают жалюзи.
Тепло в доме поддерживается газовой отопительной системой. Резервуар со сжиженным газом, который меняют один раз в полгода, — в углу сада. Вся система работает в автоматическом режиме: на улице тепло — система не подает тепло в дом, холодно — включается по полной программе. А уж в комнатах обитатели сами регулируют нужную температуру, на батареях имеются регуляторы. Горячая вода подается безотказно в любое время года.
Питаются немцы незатейливо. Но мяса, на мой взгляд, они едят много, правда, с обилием салатов или просто овощей. Любимое блюдо в семье подруги — мясо, обжаренное на гриле, и мясной гуляш. Всегда на столе сыр, масло, колбасы, йогурты и вообще молочные продукты. Фрукты употребляют не особенно, зато соки натуральные всегда на столе. По утрам к кофе — пышные булочки с маком, изюмом, орехами и семечками подсолнуха.
Одеваются скромно, но со вкусом и стильно. Особенно поражают старушки. Вот идет бабулька лет так под 80-90. На ней светлые брюки, блузон и светлая ветровка. Обязательно светлая обувь. Но самое примечательное — они все аккуратно подстрижены и причесаны. От них так и веет чистотой и опрятностью.
В городке, где живет подруга, уже 35 лет существует хор местных жителей. В нем поют пенсионеры, студенты, школьники, хозяин водочного завода, хозяйка местного деревообрабатывающего комбината и ее рабочий, продавец магазина, директор школы, хозяин местного кафе, учительница — одним словом, представители всех сословий и положений. Поют они на редкость красиво. Как гостья из России я была удостоена чести послушать старинную русскую песню «Тебе поем».
Кто-то скажет, что я пропагандирую западный образ жизни. Нет, дорогие мои земляки, я просто им завидую и мечтаю о возможности когда-нибудь так пожить у себя в Тюмени. Очень хотелось бы дожить до таких времен.
Провожали меня мои друзья очень сердечно. Приглашали посещать их ежегодно. Я тоже, ради приличия, пригласила их к нам в Тюмень, только оговорилась, что лучше это сделать зимой, когда белые снега (сами понимаете — грязи не видно), экзотические морозы (меньше по улицам будут гулять). Ну а уж баньку, сибирские пельмени, стопку водочки и тепло душ сибиряков мы гарантируем! Они пообещали приехать. А уж если немцы дали обещание — они его обязательно выполнят.
***
фото: Мариенбад. Мужской монастырь Вестервальде;В поселке Хиртшайд в Вестервальде