X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Последний долг Гиппократа

Eсли лечебные учреждения еще не отказывают в медицинской помощи, то это благодаря платным услугам. Ну, и клятве Гиппократа.

«Нас интересует сегодня только конструктивная сторона», — сказала Наталья Шевчик, открывая отраслевое совещание работников здравоохранения. К сожалению, отыскать конструктив удавалось не в каждом выступлении. Докладчики то и дело сбивались на перечисление своих проблем. Сидящие в зале коллеги эти «жалобы турка» выслушивали с переменным терпением и иногда даже тихонько топали. В самом деле, кому интересно выслушивать чужие печали, когда своих полно?

Получается как в байке про главный недостаток женщины- гинеколога. Ты к ней приходишь: «У меня то-то и то-то», а она тебе: «И не говорите! У меня тоже проблемы»…

Конечно, в большом зале мэрии вчера присутствовали не только врачи. Были депутаты и представители исполнительной власти. Но им выслушивать про страдания здравоохранения тоже не больно занимательно: во-первых, уже слыхали, во-вторых, какой смысл, если денег нет.

Давайте конструктив, требуют они от несчастных хирургов, терапевтов, фтизиатров, стоматологов, которые, на свою голову, получили квалификацию организаторов медицины. Теперь отдуваются, ищут мучительно ответ на настойчивый вопрос властей: а знаете ли вы, как прожить без денег? Почему до сих пор не представили свой бизнес-план? Требование повысить зарплату власти конструктивом считать почему-то отказываются…

Знаете, у нас на факультете журналистики тоже преподавали экономические дисциплины, но никто из выпускников, насколько я знаю, не стал ни Анатолием Чубайсом, ни даже Галиной Кулаченко. По-моему, не стоит винить здравоохранение в том, что оно не знает, что предпринять. Медики виноваты только в том, что они оказались крайними. Ведь делать деньги у нас и в городской администрации, похоже, никто толком не умеет (я имею в виду, конечно, не личные, а бюджетные деньги).

Угадайте, чему посвятила свое выступление главный гинеколог города Наталья Брынза? Думаете, новым методикам и достижениям тюменской системы родовспоможения? Может, печалилась о здоровье женщин? Наталья Семеновна говорила о том, нельзя ли разрешить зачеты по третьей статье, а то телефоны не работают и спецавтохозяйство не вывозит мусор. Наталья Семеновна была очень грустная, быстро и как-то внезапно замолчала, тихо сказала: «У меня всё».

О собственно лечении на этом совещании вообще практически не говорили. Больных упоминали как потенциальных невинных жертв. Досталось и программе государственных гарантий обеспечения населения медицинской помощью: «Государство гарантирует, а выполнять должны мы». Хирург, стоящий у операционного стола, должен обеспечить зарплатой и больничного сантехника, и санитарку, и сотрудников лаборатории… Особенно трудно в этом смысле крупным клиникам. «Нам неудобно объяснять больным, что у государства нет денег». Стационарозамещающие технологии, с идеей внедрения которых носится областной департамент по здравоохранению, ядовито назвали «медицинозамещающими технологиями».

«Разрешите перейти к оказанию платных услуг», — робко предлагают себя организаторы, понимая весь ужас своего положения и уже не удивляясь тому, что им не отвечают. Никто не хочет брать на себя ответственность.

Хотя, как сказала Надежда Касатина, исполняющая обязанности начальника управления по здравоохранению, доля платных услуг увеличилась и «благодаря этому лечебно-профилактические учреждения еще не отказывают в медицинской помощи».

Надежда Касатина отчитывалась о прожитом 1998 годе. Спешила, сыпала цифрами. Показатели в целом удовлетворительные. Снижается смертность, растет охват, повышается выявляемость. Но это был год, первые восемь месяцев которого прошли довольно благополучно. Eжу понятно, что по нынешнему году такой картины добиться, скорее всего, не удастся, сколько ни рисуй. «Выполнение программы госгарантий на 1999 год весьма проблематично», — сказала Касатина.

«Достижениями из внутренних резервов» назвал сегодняшние успехи Андрей Киселев, главный врач студенческой поликлиники. Eго поддержала главный педиатр Светлана Бакулина: снизилась заболеваемость подростков? Только за счет легких заболеваний и мелких травм. Но при этом выросло число серьезных патологий… «Те показатели, которых мы добились, — просто случайность», — сказала Галина Дмитренко. Киселев, молодой и горячий, потребовал усиления контроля за деятельностью фонда ОМС. Привел в пример вычитанный из журнала опыт Башкирии, где фонды мед- страха подчиняются руководству здравоохранения. «Нам лукаво говорят: ребята, в этом году поступления в фонд будут еще меньше», — а медики должны понимать это правильно: надеяться не на что. «Без коренного переустройства ничего не решить», — сказал Киселев и призвал бывшего начальника городского управления по здравоохранению Александра Макарова возглавить ассоциацию организаторов здравоохранения.

«Мы разобщены», «Мы не хотим слушать друг друга, каждый занят своими проблемами»… Отсюда и недовольное гудение в зале, когда кто-то из докладчиков непроизвольно начинал заламывать руки. «Тяжкая жизнь отразилась не только на нашем поведении, но и на интеллектуальном облике» (это цитата с совещания, между прочим). Я бы еще добавила: и на походке, и на выражении лица (особенно на подходах к чиновным покоям)…

Вот и профсоюз свидетельствует: сами медработники стали болеть чаще и серьезнее. И что протестные действия «всё труднее сдерживать». И что профкомам приходится все деньги тратить на материальную помощь, чтобы «предотвратить в буквальном смысле вымирание здравоохранения». Профсоюзники просили власти хотя бы не закрывать санаторий «Жемчужный» (это был единственный конструктив в выступлении профсоюзного лидера).

Обязательно сохранить специализированные медицинские центры, а то врачи будут вынуждены отправлять больных в соседние области — а вместе с больными туда будут уходить и деньги, предложила проректор медакадемии Антонина Петрушина. И еще конструктив: создать единый городской диагностический центр. Ото, по прикидкам, экономически более эффективно…

Ну и, конечно, на совещании прозвучал конструктив «считать здравоохранение приоритетным направлением». Немного поспорили, что считать приоритетным внутри отрасли. На первом месте, бесспорно, экстренная и неотложная помощь. А второе и третье места делят педиатрия- акушерство и социально-значимая помощь. Вроде согласились, что помощь детям важнее.

Говорю «вроде», потому что резолюции никакой не приняли. Решили, что предложенный президиумом вариант требует доработки.

Зато поговорили. Напомнили друг другу, что «никогда в здравоохранении не было легко, что никто ничего на блюдечке не приносил. И даже при Советах приходилось просить»…

«Медики доведены до отчаяния, но продолжают честно выполнять свой долг». Это опять цитата. Они говорят, что можно жить и без зарплаты. Главная трудность, как они говорят, — сохранить достоинство.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта