X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Еще немного, еще чуть-чуть

В четверг в издательстве «Уральский рабочий» приступили к работе над «Книгой расстрелянных».

Наверное, и родные погибших в годы большого террора, и читатели уже устали от моих рассказов о том, как подвигается работа над книгой. Возможно, кто-то из тех, кого она касается в первую очередь, а это — дети репрессированных, просто не дождались этого.

Это прежде всего — моя вина, и я прошу прощения у всех, кто ждал и ждет.

Но теперь есть все. И даже деньги на издание. Их предоставили губернатор Леонид Рокецкий, губернатор Александр Филипенко и губернатор Юрий Неелов. А также мэр Тюмени Степан Киричук и депутат областной Думы Николай Мамонтов, генеральный директор АО «Юбилейное», город Ишим.

Когда-то Александр Городницкий, которого в те годы звали просто — Алик, в гостях у моего тюменского друга Гриши Острого пел под гитару песню о людях, «погибших на Севере не по своей воле». Там были строчки:

И будет все, как мы с тобой хотели.

И будет день наш полон синевой.

А в Заполярье мокрые метели.

И замерзает в валенках конвой…

И будет все, как мы с тобой хотели… Лет восемь назад я обсуждал с тогдашним председателем облисполкома Леонидом Рокецким проблему издания книги. И Леонид Юлианович сперва говорил, что хорошо бы попросить деньги у спонсоров. Я возразил: государство убило этих людей, государство должно оплатить и этот список.

Государство, убившее тысячи и миллионы своих граждан, перестало существовать. Новая страна назвалась правопреемницей. И, как мы видим, в данном случае это были не просто слова.

И стало все, как мы с тобой хотели…

Мне хорошо думать, что новые власти чувствуют свой нравственный долг перед прошлым. Это значит, что не все еще потеряно.

Курганский исследователь Александр Базаров, чтобы подготовить свое уникальное исследование об уничтожении сибирского крестьянства в ходе коллективизации (его книга «Дурелом» продается сейчас в Тюмени), вынужден был обратиться за помощью… к Фонду Макартура. Никому кроме этот уникальный труд оказался не нужен.

Нам с вами повезло больше.

Я надеюсь, что через несколько недель мы увидим готовый двухтомник, где по черному переплету пройдут кроваво-красные буквы «Книга расстрелянных». 512 и 464 страницы.

В первом томе помещены материалы, рассказывающие о тех, кто прошел через мясорубку Тюменского и Ишимского оперативных секторов НКВД. В разделе «Документы. Свидетельства. Судьбы» помещены не публиковавшиеся прежде архивные документы эпохи большого террора.

Второй том посвящен жертвам Ямало-Ненецкого, Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского) и Тобольского оперсекторов.

Теперь я могу сказать, куда будет направлено издание. Eго получат потомки тех, чьи фамилии напечатаны в посмертных списках. Eго получат библиотеки и школы. Eго получат архивы Челябинской, Курганской, Свердловской и Астраханской областей, откуда на территорию Западной Сибири были направлены самые большие потоки раскулаченных, а позднее — расстрелянных людей. Eго получат отделения общества «Мемориал», t

Спасибо всем, кто в течение десяти с лишним лет поддерживал нашу работу, нашу веру в ее необходимость.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта