Премьера. Любите ближних своих из последних сил
Новая премьера в Тюменском областном театре драмы может стать знаковой, этапной постановкой текущего сезона. Верный гуманистической теме в своем творчестве главный режиссер театра Алексей Ларичев взял известную американскую пьесу Дж. Патрика конца 60-х гг. «Дорогая Памела» как редкий пример очищения души, торжества милосердия и возрождения личности.
В свое время Григорий Горин поработал с текстом для поста новки в московском «Лейкоме», ввел в действие новый персонаж — Человека театра. Как посредника между сценой и зрителем. Этот вариант устроил Ларичева (в смысле драматургии). Но соревноваться со столицей в постановочном решении наш мэтр не стал. Поскольку в текущем бытии трагедия постоянно пересекается с комедией и наоборот, дневной благополучный фасад якобы респектабельной фирмы оборачивается ночным бандитским притоном, красиво и точно взаимодействующий ансамбль тюменских актеров все время ведет искусный диалог драматического и смешного в самом себе с партнерами.
И только одна Памела (новое, психологически необычное прочтение главной роли заслуженной артисткой РФ Антой Колини- ченко) в тюменской версии сразу возвышается над грязной и опасной суетой лжекомпании Сола по производству «французских духов» из подручных компонентов с ближайшей свалки. Она, живущая на «дне» большого города, видит людей так, словно они чисты, добры и прекрасны и только притворяются мошенниками и убийцами. В момент молитвы Господу, после обрушения потолка в аварийной квартире Памелы, ее духовное светоносное горение на мосту между бренным и божественным миром так реально, так согревает исстрадавшиеся и ожесточенные сердца Глории, Бреда и Сола, что возвращается радость бытия на все социальные «этажи» мира.
Суть тюменского спектакля — не потеряй душевной любви, именно она спасет тебя в любых трудных обстоятельствах. Вот почему тянутся к Памеле и прожженный старый мошенник Сол (в блистательном исполнении Семена Фукс- мана), его помощница Глория (по- своему хороши в этой роли Татьяна Пестова и Ирина Халезова). И нервный, жесткий Бред, талантливый, но бывший химик (впечатляющее прочтение заслуженного артиста РФ Владимира Орла), более всего сопротивляющийся свету Памелы, в конце концов снимает с себя циничную маску и обретает надежду на любовь и достойное место в жизни.
Ироничные комментарии заслуженного артиста РФ Геннадия Баширова помогают этой сложной игре комического и трагического, многим переходам от света к тьме.
В эпизодах на сцену выходят заслуженный артист Сергей Кутьмин и артист Андрей Волошенко. Врач и полицейский, которых когда-то Памела своей «мануальной терапией» излечила от боли. Eще одно качество героини — лечить людей, после чего и Памела, и весь мир становятся светлее.
Суть действия — страховка на солидную сумму престарелой Памелы, которой добилась компания Сола, дабы потом помочь старушке побыстрей покинуть этот мир. Ларичев превращает страховой случай в символ предела безнравственности современного человека, в рубеж, который дает ему шанс остаться по эту сторону добра. Но лишь бы рядом была Памела…
Великолепна и свежа сценография Алексея Паненкова. На сцене — блеск и нищета нашей цивилизации. Вечер. Ярко горят огни небоскребов. Верхний благополучный мир. Но вот внизу медленно занимается блеклый свет, возникает мир трущоб, бедное жилище Памелы. И взойдет солнце. И небоскребы окажутся картоном, упаковкой, мишурой судорожного мира чистогана, просто в картоне прорезаны отверстия.
Ты уже готов упасть духом, но тут появляется Человек театра и просит не кукситься, потом Памела и ее трущобы на глазах зрителей превращаются в дом, где разбитые сердца (героев горьковской пьесы «На дне», шедевра Бернарда Шоу) обретают счастье нового просветленного бытия.